Самая быстрая домашняя страничка
Информация
•• навигатор
•• Особенности влияния СМИ на политический процесс в России

  Библиотека

  ФотоИскусство

  Работы

  Информация

  Лучшие сайты

  Как связаться

  Гостевая книга

  На главную

 

Сайт любит счет


Дипломная работа

Особенности влияния СМИ на политический процесс в России
(на материале избирательной кампании В. В. Путина 2000 года)

 

Заключение

В конце ХХ века в России возник новый социальный институт — медиаполитическая система. Она, являясь симбиозом административного и информационного ресурсов, выполняет мобилизационную функцию, использую символические средства убеждения людей. Поскольку её возможности наиболее широко используются во время предвыборных кампаний, можно говорить, как и было показано в работе, о значительном влиянии медиаполитической системы на политический процесс. Именно в этом контексте следует говорить о влиянии СМИ на политический процесс.

Поскольку сейчас существует недостаток системных исследований существования и функционирования медиаполитической системы в России, автором была предпринята попытка раскрытия сути её функционирования. Каждый параграф настоящего исследования имел цель раскрыть различные аспекты формирования медиаполитической системы и её деятельности для решения задач исследования.

В начале исследования была наглядно показана роль СМИ как фактора политического процесса. СМИ в России, сочетая свою информационную и мобилизационную функции, являются основным производителем политической реальности. Однако информирование граждан в современной России принципиально отличается от информирования граждан в Советском Союзе, поскольку медиаполитическая система действует уже в рамках социально-дифференцированного общества.

Одновременно выявились и ограничения возможностей медиаполитической системы в управлении общественным поведением. Во-первых, плюрализм информационного пространства и свобода выбора источников информации позволяет уменьшить зависимость политического поведения от воздействия одного источника информации, пусть даже воздействующего многоканально. Во-вторых, важную роль имеет личностное отношение потребителей информации к ее источнику и, в-третьих, для проведения информационных кампаний крайне важна широта охвата целевой аудитории.

Далее были выявлены основные этапы развития СМИ в постсоветской России:

  1. Этап политизации масс-медиа (1985 — 1990 гг.);
  2. "Золотой век" российских СМИ (1990 — начало 1992 года);
  3. Этап коммерциализации СМИ (1992 — 1995 гг.);
  4. Этап формирования и утверждения медаполитической системы (с конца 1995 года по настоящее время).

Кроме того, в данном параграфе было убедительно показано, что основным элементом медиаполитической системы являются общероссийские СМИ, прежде всего телеканалы "Россия" и "Первый", благодаря их возможностям в оперативном информировании практически всего населения России и мобилизации общественного мнения.

Кроме того, автор представил анализ технологий влияния медиаполитической системы на общественное мнение. Медиаполитическая система обладает широким инструментарием влияния на общественное мнение. Основными технологиями влияния на общественное мнение является конструирование политической реальности и виртуализация политического процесса. Конструирование политической реальности происходит посредством инсценировки событий, рассчитанных на широкий общественный резонанс и управлением информационной повесткой дня. Виртуализация политического процесса происходит посредством манипуляции политическими символами и широкого внедрения маркетинговых технологий в разработку политических стратегий.

Во второй главе был проведен социологический анализ возможностей конструирования медиаполитической системой политической реальности на примере избирательной кампании В. Путина. Во время избирательной кампании В. Путина государственные телеканалы, являясь ключевыми звеньями российской медиаполитической системы, занимались не столько прямой рекламой В. Путина как кандидата на пост президента, сколько конструировали новую политическую реальность, задавая общую повестку дня. Эта новая политическая реальность задала основное смысловое поле всей кампании. В новом смысловом поле были задействованы символы, которые создали образ Путина как защитника, человека жесткой воли, лидера слова и дела, только которому и под силу вывести Россию из затяжного социально-экономического кризиса. Поэтому другие, формально свободные, федеральные и региональные СМИ, "отыграли" нужные штабу темы в ключе, необходимом для победы В. Путина на выборах.

Далее было показано, каким образом конструирование политической реальности путем установления информационной повестки дня влияет на электоральный выбор. Сконструированная повестка дня помогла создать иное смысловое поле, связанное с угрозой безопасности жизни, чеченского терроризма и войной в Чечне. В новом смысловом поле были задействованы символы, которые создали образ Путина как защитника, человека жесткой воли, лидера слова и дела, только которому и под силу вывести Россию из затяжного социально-экономического кризиса. Этот образ позволил донести до сознания избирателей основное послание кандидата о том, что новая власть может контролировать ситуацию в стране и, соответственно, заслуживает поддержки и доверия.

В завершение работы хотелось бы добавить несколько общих замечаний о функционировании медиаполитической системы.

  • Возникновение медиаполитической системы в России обусловлено низкой покупательной способностью основного количества российских граждан. В этой ситуации многие СМИ, не имея возможности сохранить финансовую независимость за счет потребителей информации, вынуждены были идти на партнерство с властными институтами.
  • Несмотря на дифференциацию российского общества, медиаполитическая система эффективно достигает своей цели. Это происходит благодаря мобилизации различных информационных потоков, ориентированных на различные социальные группы.
  • Исходя из реалий дифференцированного общества, медиаполитическая система все точнее сегментирует информационное воздействие на различные слои общества и оптимизирует использование различных информационных потоков.

Анализ избирательной кампании В. Путина позволил выявить круг задач, для решения которых правящая элита использует медиаполитическую систему с ее возможностями в конструировании социальной реальности.

Первая задача медиаполитической системы состоит в управлении общественным поведением и реакцией общества на различные события. Акцентируя внимание на определенных событиях, властная элита может найти общественную поддержку своим самым дерзким проектам.

Вторая состоит в том, что, отвлекая общественное сознание от реальных механизмов принятия решений, не всегда этически допустимых, властные элиты, выставляя напоказ второстепенные и незначимые события, могут значительно успешней легитимизировать свои решения и статусы.

Третья задача состоит в создании видимости реальной политической борьбы и функционирования демократических институтов.

Основной издержкой функционирования медиаполитической системы, конструирующей социальную реальность, является общий дефицит публичности в российской политике. А это ведет за собой, в свою очередь, недостаток независимых общественных движений, с которыми, в противном случае, приходилось бы считаться властным элитам.

Медиаполитическая система искажает роль института СМИ в обществе в целом. Вместо независимого от власти института информирования, СМИ интегрируются во властные институты, лишь формально сохраняя свою независимость.

Подводя итоги, следует отметить, что глубоко и системно феномен медиаполитической системы еще не изучен. Вместе с тем, исследование возможностей медиаполитической системы в конструировании политической реальности особенно важно в свете предстоящих федеральных избирательных кампаний.

В дальнейших системных исследованиях следовало бы еще больше осмыслить потенциал медиаполитической системы во влиянии на общественное поведение, а так же оценить взаимодействия общественного мнения и конструированной политической реальности, без чего невозможно выработать рекомендации к построению полноценного гражданского общества в России.


Далее:

©1999—2003 meteor | idea/design/photo/OCR by meteor | made in Moscow, Russia
Hosted by uCoz