Самая быстрая домашняя страничка
Информация
•• навигатор
•• «Грязные» избирательные технологии

  Библиотека

  ФотоИскусство

  Работы

Информация

  Лучшие сайты

  Как связаться

  Гостевая книга

  На главную

 

Сайт любит счет


«Грязные» избирательные технологии — проблема, описание и тактика применения на примере президетнских выборов 2000 года в России
Введение

  26 марта в России состоялись президентские выборы. Выбирали россияне из 11 претендентов, выбор же в итоге не преподнес ничего неожиданного — президентом уже после первого тура объявлен явный фаворит президентских выборов-2000 — Путин Владимир Владимирович. «Вот, кажется и всё, что можно в общих чертах сказать об этих выборах» - объяавили нам на следующий день всезнающие и лукавые журналисты. А всё ли ? Совсем нет, по-моему. Почему россияне выбрали именно Путина, а не, скажем, Умара Джабраилова или Владимира Жириновского — возможно они тоже достойны столь высокого поста… Дело может в том, что Путин, возможно, наиболее красивый среди всех остальных, и поэтому россияне большинством голосов решили, что именно он достоин быть президентом ? Вряд ли - как известно, на вкус и цвет товарища нет. А может дело в каких-то специфических методах агитации и пропаганды, так называемых «политическими технологиями», которые у всенародно избранного президента оказались более действенными, чем у остальных ? Уже теплее. Но что это такое — «политические технологии» ? Чем отличаются «чистые технологии» от «грязных» ? Об этом и повествует ниже моя работа.

  Свое исследование я бы хотел раздеить на 3 части :

• Определение и виды политических технологий, что такое «грязные» и «чистые» технологии, законодательные ограничения избирательных технологий

• Особенности прошедшей избирательной кампании и поведения в это время главного претендента на высший государственный пост

• Применение «грязных» политических технологий соискателями на пост президента

  Последний пункт исследования для каждой технологии хотелось бы разбить на подпункты:

1. Суть технологии
2. Кем проводилась или могла проводиться
3. За или против кого проводилась или могла проводиться
4. С какой целью применялась
5. Особенности и/или разновидности данной технологии в отдельном случае

  В своем исследовании я по возможности буду ссылаться или цитировать по возможности больший круг мнений, связанных с предметом исследования, чтобы читатель сам мог определить свою точку зрения на изучаемою проблему.

  Ну, вот в приамбуле сказать мне больше нечего , переходим к основной части .

Часть I

  Что такое политические технологии и как отличаются друг от друга их "чистые" и "грязные" разновидности.

“Под «политическими технологиями» имеются в виду интеллектуальные комплексы или системы, нормативно определяющие акции, действия и т.д., повышающие эффективность политических групп, организаций, участвующих в борьбе за государственную власть.” (16) “Для того, чтобы «раскрутить» политика - нужен неожиданный ход, продуманная система популистских акций, драматургически выстроенных и удобных для телевизионного показа, размещения в региональной или общенациональной прессе и т. д. Продуманная политическая кампания исключает “лобовое” решение, но в тоже время навязывает выбранный образ, которому иногда не помешает некоторая скандальность. И непременно выполняется главное правило — демонстрация уважения и любви к потребителю — в нашем случае к избирателю. Все это одинаково актуально для любого кандидата.” (3) В последнее же время в ходе проведения избирательных кампаний в России расширилось использование методов, противоречащих федеральному и региональному законодательству и не соответствующих устоявшимся представлениям об этике политической борьбы в цивилизованном обществе. Распространение подобных методов, получивших название "грязных технологий", приводит к подрыву доверия населения к процедуре выборов, вызывает разочарование в возможности демократическим путем повлиять на осуществление власти и в конечном счете подрывает стабильность в государстве. Чрезвычайно негативные последствия может иметь тот факт, что "грязные технологии" становятся одним из значимых механизмов проникновения во власть представителей криминальных структур.

  Собственно термин «грязные технологии» стал широко использоваться в период выборов в Законодательное собрание Санкт-Петербурга (1998 г.), однако под это понятие подводятся и известные ранее методы прямого манипулирования поведением избирателей и давления на конкурентов. Понятно, что само определение «грязных избирательных технологий» не является юридическим понятием. К технологиям такого рода относятся как нарушающие букву закона, так и формально не вступающие в противоречие с действующим законодательством. Ряд изменений, внесенных в избирательное и другие сферы законодательства, позволят, по-видимому, более успешно противостоять "грязным технологиям", однако следует иметь в виду, во-первых, постоянную адаптацию методов ведения предвыборной кампании к изменяющимся условиям, в том числе правовым; во-вторых, сложность борьбы исключительно путем внесения изменений в законодательство с некоторыми из "грязных технологий" (напр., "клонирование кандидатов" - поскольку монопольным "правом на фамилию" не может обладать никто). Объектом так называемых "грязных технологий" служат избиратели или кандидаты-конкуренты (с разными целями, например, с тем, чтобы заставить снять кандидатуру). Целью - обеспечение избрания определенного кандидата или недопущения избрания конкурента.

  Чаще всего под "грязными технологиями" подразумевается негативная агитация, действия, направленные на агитацию не "за", а "против". Однако к ним относятся и некоторые действия, имеющие целью поднять популярность кандидата, применяющего "грязные технологии". Наметилась закономерность: чем выше политический статус выборов, тем интенсивнее используются нелегитимные методы ведения кампании. Резко возрос спрос на специалистов соответствующего профиля. Необходимо отметить, что за применением "грязных технологий" не следовало наказания даже в том случае, когда было возможно установить лиц, их применявших (и прежде всего снятия нарушителя с дистанции). Следовательно, кандидаты и их команды, несмотря на то, что многие из этих технологий не принесли успеха (как, например, в С.Петербурге), продолжали их использовать.

  Распространение "грязных технологий" связано и с тем, что воздействие законных способов ведения предвыборной борьбы в условиях, когда все кандидаты имеют возможность заказывать дорогостоящие плакаты, ТВ-ролики и т.п. неизбежно взаимно ограничивают друг друга. Уменьшился эффект таких традиционных приемов, как широкомасштабное распространение листовок, плакатов, брошюр. Перенасыщение агитматериалами приводит к тому, что они просто не воспринимаются избирателями и не вызывают соответствующей эмоциональной реакции. Походы "от двери к двери" и телефонные обзвоны в силу нетрадиционности этих методов для России приводят прямо к противоположному эффекту, вызывая раздражение. Часто не оправдывают надежд кандидатов теледебаты и иные методы позитивного ведения кампании. К этому следует добавить слабые различия между программами кандидатов; недостаточную адекватность работы многих социологических служб, особенно региональных.
Усилилась тенденция к деидеологизации избирательных кампаний, характеристиками многих из них стали содержательная бедность, отсутствие свежих идей, схожесть программ кандидатов, использование чрезвычайно абстрактных лозунгов и формулировок. Соответственно, усилилась апелляция к эмоциям электората. Еще одной предпосылкой для этого послужила слабая структурированность электората. Такие факторы, как низкий уровень правовой и избирательной культуры населения, высокий процент граждан, не участвующих в голосовании в связи с "разочарованием в политике" также предоставляют широкие возможности для манипуляции поведением электората. Поэтому зачастую успех приносит не формирование позитивного имиджа собственного кандидата, а дискредитация оппонента, например, "вброс компромата" в решающие дни перед голосованием. История российских избирательных кампаний продемонстрировала сравнительно малую эффективность "фронтальных атак" (обвинения в адрес конкурента, выдвигаемые лично кандидатом), прежде всего в связи с уязвимостью атакующей стороны.

  С другой стороны, свою эффективность доказали "партизанские атаки", в случае которых атакующая сторона действует не явно; а в ряде случаев и вычисляется с трудом. Именно к ним наиболее часто применяется термин "грязные технологии". Распространение "грязных технологий", таким образом, оказалось связанным с профессионализацией проведения кампаний. Источниками "грязных технологий" послужили как опыт проведения избирательных кампаний за рубежом, так и опыт деятельности спецслужб (в т.ч. "активные мероприятия"). Постепенно "грязные технологии" проходили адаптацию к условиям России и отдельных регионов. Успешно примененные в одном регионе, "грязные технологии" распространяются в других регионах и на выборах другого уровня, в т.ч. и федерального. "Грязные технологии" в той или иной степени пытались применять на выборах в органы всех уровней власти практически во всех регионах РФ. Нарушения совершаются на всех этапах избирательного процесса: сбор подписей, регистрация кандидатов, агитационная кампания, голосование, подсчет результатов выборов.

При этом разновидности "грязных технологий" отличаются в разных регионах в зависимости от уровня и типа политической культуры избирателей. (17)
Но существуют и иные мнения.

"Мы полагаем, что не существует чистых или грязных избирательных технологий, а сама проблема надуманна и отвлекает внимание политиков, их консультантов, да и широкой общественности от настоящих проблем. Технологии бывают законные и незаконные. Более того, правильнее было бы сказать, что избирательные технологии всегда законны и "чисты", другое дело, что в последние годы на российских выборах часто применяются незаконные методы достижения результата (о ведении кампании тут даже говорить неуместно). Незаконные методы - фальсификации всех видов, распространение клеветы, подкуп и давление на избирателей никак не могут быть названы избирательными технологиями, и бороться с ними должны не столько консультанты и политологи, сколько те, кого принято называть "компетентными" органами.

Задача консультантов, политологов и прочей публики, по определению заинтересованной в развитии у нас пространства публичной политики (консалтинг и развитие общественных связей как вид бизнеса не может развиваться в условиях авторитарного государства) - разъяснять обществу различия между избирательными "технологиями", которые они практикуют, и преступлениями во время выборов. Мы же имеем совсем другое - тема "грязных избирательных технологий" используется как метод конкурентной борьбы на рынке и постоянно поднимается технологами в виде противопоставления - "я - ангел в обличие политического консультанта, а вон те - Иванов, Петров, Сидоров и т.д. - "грязные" технологи и народ обманывают". Все это способствует раскачиванию лодки, в который сидим мы все. Избиратель получает огромный заряд цинизма, недоверия к политикам политике не столько во время предвыборной кампании, сколько в ходе публичного обсуждения господами политологами ее хода, в ходе перетряхивания консультантами грязного белья друг друга перед телекамерами. Тут, кстати, уместно вспомнить о том, что в таком "образцовом" открытом демократическом обществе, как американское, доля негативной политической рекламы (а такую рекламу у нас принято причислять к "грязным" технологиям) достигает 70% от всего объема предвыборной агитации. И там этот феномен почему-то не является любимой темой обсуждения специалистов. В России - наоборот. Постоянные разговоры о "грязи" российских избирательных технологий рождают у избирателей ощущение нечестности выборов, предопределенности их результатов, бесполезности своего участия. Кроме того, происходит девальвация демократических ценностей, как в сознании элит, так и у простого народа. Все это вызывает опасения за демократическое будущее государства, а вместе с этим - и за будущее нашего с вами дела. Ведь для того чтобы волевым усилием отменить выборы или фальсифицировать их, политические консультанты и избирательные технологи власти не понадобятся. Им понадобится сильный карательный аппарат, в котором доля интеллектуалов будет, мягко говоря, минимальна." (16)

  Что же привело к распостранению "грязных" технологий ? Во-первых, недостаточная эффетивность технологий "чистых" или законных. Причин этому несколько. После т.н. "кризиса 17 августа" политическое и избирательное консультирование пострадало несколько меньше, чем иные "интеллектоемкие" виды бизнеса. "Это заставило многих вчерашних рекламистов, специалистов по экономическому PR и т.д. попытаться проникнуть на рынок политических технологий. При этом понятно, что они не обладают достаточным опытом и квалификацией. Параллели вроде того, что рекламная и избирательная кампания суть одно и тоже, что кандидат все равно, что товар, и его надо "продать потребителям" - избирателям - весьма надуманны и не отражают сути того, что на Западе принято называть policy-making, процесса осуществления политики. Кроме того, в отрасль постоянно приходят люди, ранее не имевшие отношения даже к обыкновенной рекламе и PR, но ожидающие сверхприбылей от грядущего вала выборов 1999-2000гг. Рынок, как это обычно и бывает, ответил предложением на спрос, и на лотках появились десятки, именно десятки наименований литературы, посвященной тому, как надо делать выборы. Дальше - больше, почитав книги, многие потенциальные кандидаты из числа наиболее "продвинутых" и бережливых, посчитали, что они вполне сами в состоянии вести свои кампании, а не платить "бешеные" деньги каким-то непонятным людям, называющим себя профессионалами, тем более что почти половина этих "профессионалов" училась по тем же самым источникам. Источник победы на выборах всегда нестандартные шаги, уникальные приемы и техники, которым книги не научат. Успех выборов состоит из двух частей, которые равно незаменимы и необходимы: успешная работа "штучных" ремесленников - идеологов кампании и "мануфактурщиков-технологов" - организаторов, призванных создать эффективные машины по трансляци идеологического продукта. Самая талантливая листовка не принесет ни одного голоса, если ее не прочитает избиратель; самая эффективная избирательная машина - сеть активистов, раскрученные СМИ и т.д. - окажется неэффективной, работающей вхолостую, если ее не наполнить правильным идеологическим содержанием. Уникальная по своим масштабам и потенциальной производительности машина по распространению идеологии, созданная в СССР, сломалась, когда содержание советской идеологии перестало отвечать веяниям времени, морально устарело." (16)

Разновидности «грязных» политических технологий.

  Каковы же собственно «грязные» политические технологии ? Теперь, после определения, хотелось бы рассказать об их разновидностях.

«СБОР» ПОДПИСЕЙ
  Сбор необходимых для регистрации кандидата подписей, да еще и в весьма сжатые сроки - дело очень хлопотное и дорогостоящее, особенно при выборах федерального уровня, которое может оказаться не по карману многим возможным кандидатам на тот или иной пост в структуре власти. Поэтому единственным возможным вариантом для некоторых политических сил может оказаться подделка подписных листов (если не считать внесение залога, который может быть не приемлемым для серьезных кандидатов - например, лидеров президентской избирательной кампании, так как может быть расценен избирателями (а главное - непосредственными конкурентами, которые не обойдут своим вниманием этот факт) как признак слабости политика)

  Как это может производится ? Кандидатом на какой-либо пост в территориальную избирательную коммиссию предоставляется "конспект" домовых книг нужного региона с замысловатыми письменами, которые объявляются "подписями". Часто встречалось и такое, что "подписи" в поддержку определенного кандидата совершенно разными людьми были написаны одной ручкой и явно одним человеком - однако на выборах федерального уровня на этом, по моим сведениям, не погорело ни одного кандидата. Подобного рода работа осуществляется обычно гражданами, нуждающимися в дополнительных заработках (например, студентами - как это было на президентских выборах - 2000 у сторонников Умара Джабраилова) рекрутированных через общедоступные издания для ищущих работу людей, причем их труд оплачивается в зависимоти от проделанной работы (в случае с Умаром Джабраиловым - около 80 копеек за "подпись")

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ.
  К административным "технологиям" относятся установление: числа туров, границ округов, норм представительства избирателей, структуры соответствующего органа власти, ограничений по месту и продолжительности проживания, требований к заполнению подписных листов, даты выборов, порядка утверждения результатов выборов и т.д. В ряде регионов имел место отсев нежелательных для региональных органов исполнительной власти кандидатов посредством жестких требований к сбору подписей (выборы в Мордовии, Башкортостане). Имели место факты отстранения кандидата от участия в выборах на более поздних стадиях избирательной кампании без достаточных к тому оснований (Владивосток).

  Само положение законодательства о запрещении участия в избирательной кампании, в агитационных мероприятиях, лиц, не имеющих на это права (например, государственных служащих) неоднократно нарушалось. На региональных выборах проявились такая доказавшая свою эффективность технология, как создание именного избирательного блока без личного в нем участия, но с активной агитацией за него с использованием служебного положения (Блок Ю.Болдырева; Народовластие - блок А.Тулеева).

  В целом ряде случаев использовалось прямое принуждение избирателей голосовать за того или иного кандидата. Кандидаты используют административную зависимость избирателей (сотрудников предприятия, военнослужащих, работников колхоза и т.д.) от них самих или от их сторонников, принуждая их голосовать тем или иным способом. Распространены случаи совмещения занятости журналистов ведущих региональных изданий с деятельностью в качестве сотрудников местной администрации.

  Часты распоряжения местных администраций по снятию или запрету на размещение агитационной продукции (рекламные щиты, плакаты и т.д.). К давлению на конкурентов привлекаются органы налоговой полиции, милиции, пожарного и санитарно-эпидемиологического надзора. Имело место подбрасывание наркотиков представителю штаба конкурента (Ленинградская область).

  Часто встречающееся нарушение - использование служебного положения: давление на сотрудников с целью добиться голосования за определенную кандидатуру с их стороны. "Административное голосование" наиболее эффективно в условиях максимальной зависимости от начальства (военнослужащие, лица, находящиеся в СИЗО). В случае наличия должных административных ресурсов возможны такие действия, как "прописывание" избирателей, не проживающих в данном округе, например, в общежитиях - выдача справок о проживании на территории избирательного округа.

Региональные органы власти использовали такие технологии, как перенос выборов, неоднократный перенос судебных заседаний (якобы в связи с болезнью судьи и т.п.). Органами власти в регионах предпринимались попытки убедить избирателей не принимать участия в выборах под различными предлогами ("результаты будут все равно отменены", "выборы незаконны", "результаты сфальсифицируют" и т.п.)

  Возможны действия по срыву явки, в связи с чем выборы объявляются несостоявшимися. Среди таких технологий:
• невнесение в списки избирателей реальных изменений и, наоборот, внесение "мертвых душ", не проживающих в округе, повторение, например, одного дома в списках двух избирательных участков с целью занизить процент явки и объявить выборы несостоявшимися;
• похищение списков избирателей и бюллетеней (в т.ч. уже подсчитанных - дабы не было пересчета, если в фальсификации участвовали избирательные комиссии);
• недопущение членов избирательных комиссий и наблюдателей к передаче избирательных документов из участковых комиссий в окружные (Владивосток);
• порча действительных бюллетеней при подсчете голосов;
• нарушение печатей на избирательных урнах - и в связи с этим объявление результатов на данном участке недействительными (может проводиться в обход членов избирательных комиссий, со стороны наблюдателей или голосующих);
• похищение печатей избирательной комиссии (может проводиться в обход членов избирательных комиссий, со стороны наблюдателей).

  При сборе подписей применяется его маскировка под осуществление "переписи избирателей", сбора заявлений о голосовании на дому и т. д. Среди других нарушений, отмечаемых на этом этапе: сбор подписей несовершеннолетних, лиц, не проживающих в округе и т. д., прямая фальсификация подписей (с использованием различных баз паспортных данных).

  С другой стороны, имели место случаи давления на избирателей (в т.ч. административно подчиненных кандидату) или их подкупа с целью добиться заявлений о подделке их подписей (на самом деле подлинных) в подписных листах кандидата-конкурента.

  В ряде случаев можно ожидать фальсификаций или оказания давления на избирателей со стороны избирательной комиссии или отдельных ее членов с целью повлиять на результаты голосования. Этого можно ожидать, например, в ходе выезда членов комиссии к избирателям для проведения голосования на дому в отсутствие наблюдателей. В таких случаях повышается вероятность успешного вброса бюллетеней или "подсказок" избирателям, за какого кандидата отдать свой голос. Недобросовестными членами избирательных комиссий применяются такие механизмы, как:
• вброс недействительных или заполненных в пользу какого-либо кандидата бюллетеней;
• приписка голосов в пользу определенного кандидата или же, наоборот, лишение части голосов конкурента;
• приписывание результатов одного кандидата другому;
• невнесение в списки избирателей изменений за период, прошедший со времени прошлых выборов.

  Члены избирательной комиссии (окружной по преимуществу) могут участвовать и в шантаже кандидатов. Имели место случаи, когда избирательные комиссии необоснованно отказывались принимать материалы кандидатов, ссылаясь на их несоответствие установленной форме; отказывались включить в бюллетень указание на принадлежность кандидата к политической организации. В некоторых случаях в "грязных технологиях" могут участвовать наблюдатели (напр., похищение печатей). Но такие случаи имели место достаточно редко в связи с контролем деятельности наблюдателей со стороны избирательной комиссии и коллег-наблюдателей). Скорее, наблюдатели могут сыграть важную роль в случаях попытки фальсификаций или давления на избирателей со стороны избирательной комиссии, например, в случае выезда с урной к избирателям на дом.


ПОДКУП ИЗБИРАТЕЛЕЙ.
  В случаях, когда избиратели независимы от кандидата, возможно использование их подкупа в той или иной форме. Ряд кандидатов осуществляют это, работая с организациями пенсионеров, инвалидов и т.д. Избирателям (или отдельным группам их - прежде всего
пенсионерам) предлагаются (бесплатно, со скидкой или по льготным ценам) продукты, услуги (врача, юриста, дворников, другие бытовые услуги) со стороны предприятия кандидата или его сторонников.
Кандидатами проводится организация чаепитий, обедов для организаций ветеранов, пенсионеров; раздача подарков, лекарств, продуктовых наборов; благотворительные акции для льготников и малоимущих. В ряде случаев для "раскрутки" кандидата его предприятие использует фамилию кандидата в своем названии или рекламе. Кандидат может использовать для оказания услуг зависимых от него лиц (напр., бригады починки бытовой техники из курсантов военного училища и т.п.). Широко распространена практика организации бесплатных юридических консультаций, "горячих" телефонных линий, бюро добрых услуг: как правило, все они имеют целью привлечение симпатий пожилых людей - самой активной группы электората Используется прямой подкуп избирателей (оказание "гуманитарной помощи", "подарки"); голоса скупаются за деньги или продукты (за пределами крупных городов в особенности - за водку). Невозможность контроля в случае оказания такого рода "групповой" благотворительности, однако, привела к более тщательно разработанным технологиям. Как правило, в данном случае имеют дело с отдельными избирателями.

  Подкуп избирателей может принимать форму найма агитаторов. В таком случае агитатор получает оплату "за свою работу" не/не только в момент заключения договора или после завершения работ (т.е. до выборов), но/но и после выборов - премию в случае победы, часто
превышающую предыдущую оплату. Наибольший результат такой механизм приносит в случае большого числа агитаторов. В С.Петербурге заключались договора с обязательством кандидата выплатить избирателю определенную сумму из своего резервного фонда.
В ходе выборов активно использовалось досрочное голосование; согласившихся проголосовать за плату избирателей организованно привозили на избирательные участки (вариант - организация экскурсий для пенсионеров с заездом на избирательный участок).
Технология, известная как "петля Мавроди" ("мужик в кустах", "карусель", "голосование по цепочке"), осуществляется в день выборов и предполагает вынос за плату бюллетеня (бюллетеней) для голосования (членами избирательной комиссии или избирателями), который за пределами избирательного участка заполняется представителями команды кандидата и вручается избирателю, идущему в помещение для голосования, за плату (в случае Мавроди - бутылка водки или 5 долларов). Подкупленный избиратель опускает заполненный бюллетень в урну и выносит представителям команды кандидата чистый бюллетень, с которым проводится аналогичная процедура. Применение технологии чревато срывом выборов, т.к. возможен массированный вынос бюллетеней с участка уже тогда, когда оплачивать их перестают (закончились деньги, деятельность "мужика в кустах" пресечена и т.п.) - но избиратели об этом не знают и стремятся получить деньги за чистый бюллетень.

ТЕХНОЛОГИИ ЗАПУГИВАНИЯ.
  Запугивание избирателей может быть направлено на срыв выборов путем ограничения явки, создавая видимость "бойкота выборов". В этом же направлении осуществляются действия, препятствующие работе избирательных комиссий. Это недопущение избирателей в помещения для голосования, препятствование выездам с урной и т.п. С целью запугать конкурентов используются действия вплоть до террористических (поджоги квартир (иной недвижимой собственности, автомобилей и т.д.) похищение членов команды, родственников кандидата или самого кандидата).

  С другой стороны, все чаще такие акции (покушения, поджоги, обнаружение взрывчатых веществ) имитируются самими "пострадавшими" с целью повысить свою популярность. Чрезвычайно высоким уровнем насильственных акций отличались выборы президента Карачаево-Черкесии (поджоги и взрывы приемных одного из кандидатов в майские праздники сразу в 9 населенных пунктах с использованием гранат и "коктейлей Молотова"; поджог подворья председателя одного из местных штабов; попытка взорвать автомобиль одного из кандидатов; забрасывание гранатами помещения, где находился председатель Верховного суда республики). Стороны обвинили друг друга в имитации терактов.

  После выборов массовые акции протеста не прекратились (одна сторона требовала отмены результатов выборов, другая - их признания). Применялось физическое насилие по отношению к журналистам; например, пытающимся снимать кандидата без его на то разрешения. Имели место избиения агитаторов. Оказывалось давление на суд (привод на судебное заседание своих сторонников) при рассмотрении решения о законности или незаконности регистрации или иных вопросов.

ОПУБЛИКОВАНИЕ СВЕДЕНИЙ, КОМПРОМЕТИРУЮЩИХ КАНДИДАТОВ (КОМПРОМАТ)
  Распространение компрометирующих конкурента материалов, не соответствующих действительности, осуществляется, как правило, посредством "партизанской атаки", т.е. анонимно, от имени самого конкурента или через подставное лицо. В последнем случае может
использоваться другой кандидат (в т.ч. выдвинутый специально для этой цели) или же реально существующая организация. Наибольшие возможности для такого рода действий предоставляет последний день перед выборами или непосредственно день голосования. Это время наиболее часто используется для распространения откровенно "черных материалов", что лишает конкурента возможности оправдаться перед избирателями.

  В течение кампании распространение компрометирующих конкурента измышлений производится посредством слухов и сплетен (наиболее эффективно в населенных пунктах с разреженным информационным полем, ограниченным воздействием СМИ), листовок (анонимных или с указанием авторства лица, не имеющего к этому отношения: кампания против С.Лисовского, анонимно обвиненного в организации убийства В.Листьева - от имени вдовы Листьева). Подобные действия преследуются по закону как клевета, однако этот процесс занимает больше времени, чем длится кампания.

  Чрезвычайно распространенной технологией стало отождествление кандидата с лицами, группами или организациями, по отношению к которым у избирателей или существенной части избирателей сформировались устойчивые негативные установки (сексуальные меньшинства, организованные преступные сообщества, некоторые этнические группы, террористы и т.д.). Такая цель может достигаться разными путями:
• распространение слухов о принадлежности кандидата, например, к определенной этнической группе; об оказании предпочтения
какой-либо этнической группе (чеченцы, цыгане, евреи и т.д.) - в том случае, если не удается добиться идентификации самого кандидата
с "нехорошей" национальностью;
• порча агитматериалов конкурента (изображение шестиконечной звезды, надписи о принадлежности к сексуальным меньшинствам,
надписи типа "вор", "бандит" и т.п.);
• публикация "заявлений в поддержку кандидата" (например, в листовках от имени С.Радуева);
• запугивание избирателей, например, "бандитами-сторонниками кандидата";

  Возможность противостоять подобным технологиям доказывает ряд успешных кампаний кандидатов, против которых "разыгрывалась национальная карта" (в регионах с русским по преимуществу населением такие методы применялись по отношению к кандидатам-евреям, немцам, представителям национальностей Кавказа). Антисемитская пропаганда использовалась чаще всего.

  К подобным технологиям относят и акции, направленные на закрепление ассоциирования конкурента с любыми объектами, вызывающими негативные эмоции (сравнение времени руководства Ленинградской областью Густовым с моментом из средневековой истории, когда некие таинственные существа, упоминаемые в летописях, "несли с собой смерть и разрушение").

  Широко распространено сравнение действий конкурента в период руководства территорией (если это бывшее или действующее должностное лицо) с действиями фашистских оккупантов на территории СССР. В ходе кампаний неоднократно выдвигались обвинения в
"продаже Родины", в "участии в заговоре" против России (вариант - против региона) в интересах западных держав (вариант - московских олигархов) К "компрометирующим" материалам такого рода относятся распространявшиеся в ходе различных кампаний:
• сообщения о баснословных богатствах кандидата, которые он, естественно, награбил у народа (фотографии дач, интерьеров домов - часто переснимаемые непосредственно со страниц журналов);
• листовки от имени некоего страхового общества, предлагающие застраховаться от прихода конкурента к власти;
• распространение листовок с фотографией кандидата рядом с изображением сотового телефона (сопровождаемое слоганом "Оцените преимущества мобильной связи") или изысканных кушаний (Ленинградская область);
• сообщение об убийстве старушки, которую якобы оттолкнули охранники кандидата;
• "аналитические" статьи о связях с мафией, крупным бизнесом;
• обвинения в бюджетных злоупотреблениях, в покупке дач, квартир;
• сообщения о дорогих банкетах в ресторанах (к тому же оплачиваемыми "мафией") - создание картины "пира во время чумы";
• сообщения о преступлениях кандидата в прошлом, в т.ч. о скрываемой судимости, указание якобы клички кандидата;
• сообщения об измененной фамилии, имени, отчестве, национальности и т.д.;
• сообщения о любовницах, брошенных женах и детях (можно ожидать возрастания компромата такого плана - интервью, видео- и аудиозаписи и т.п.);
• аудиозаписи с ненормативной лексикой якобы кандидата;
• сообщения о якобы имеющихся психических отклонениях;
• сообщения о вымогании денег у предприятий и организаций в предвыборный фонд кандидата и на его личные нужды. В прессе появлялись статьи "об историческом прошлом" региона или материалы уголовной хроники, в которой в негативном свете представал однофамилец кандидата-конкурента.

  Применялось сопровождение телерепортажей о "грязных технологиях", неэтичном поведении в ходе кампании, нарушениях законодательства съемками отдельных кандидатов, при этом не упоминалось, что речь идет именно о них, но создавалось такое впечатление.

«КЛОНИРОВАНИЕ» КАНДИДАТОВ
  Тактика "растаскивания голосов" - выдвижение кандидатов с целью оттянуть часть голосов конкурента, расколоть его электоральную базу, достигаемая посредством увеличения числа кандидатов при подборе таких лиц, которые имели бы сходные с кандидатом-конкурентом характеристики и/или пересекающиеся электоральные базы - считается безупречной с точки зрения законодательства Однако, репутация "грязной" закрепилась за частным случаем "растаскивания голосов" - "клонированием кандидатов" - выдвижение "двойников" - кандидатов по тому же округу с той же фамилией (или незначительно отличающейся), иногда и с тем же именем и отчеством. В бюллетене может указываться близкое (сходное) место работы и другие характеристики "двойника". Дезориентация электората вызывается тем, что агитация идет в поддержку кандидата-фамилии. Кроме того, возможны попытки навязать избирателям именно "двойника", но чаще всего "клон" остается в тени, тщательно скрываясь. Применялось выдвижение не одного, а нескольких двойников (в С.Петербурге - до 4 однофамильцев на округ). Целью "клонирования" является не победа "двойников", но отбор голосов у настоящих кандидатов. Наиболее выгодно такое размещение имен кандидатов в бюллетене, чтобы "двойник" стоял в списке на первом месте.

  Данная технология использовалась, например, на выборах депутатов Государственной Думы в 1995 г. (региональный список избирательного "Блока Джуны" возглавил временно неработающий Александр Иванович Лебедь), но масштабные скандалы, связанные с "клонированием", возникли в С.Петербурге в 1998 г. С.Петербург дал пример "клонирования организаций", когда был создан двойник "Яблока", якобы в результате раскола. "Учредители" нового объединения пытались доказать, что именно они представляют федеральную организацию.

  Технология "клонирования" впоследствии была применена и в других регионах, когда выдвигались лица с аналогичными или похожими фамилиями (в Омске, например, отличалась лишь одна буква в фамилиях мэра города и его двойника). Кроме того, выдвигались кандидаты с известными фамилиями (напр., некий Сталин в Свердловской области, где на должность губернатора баллотировался А.Брежнев).

«ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ» ТЕХНОЛОГИИ.
  Среди "организационных" технологий следует отметить направленные на срыв встреч конкурента с избирателями и других его мероприятий, осуществляемые, например, посредством "натравливания" разозленных избирателей (пенсионеров и т.д.) на конкурента. Организация провокаций на встречах конкурента с избирателями может иметь целью и последующее распространение видеосъемки выведенного из себя кандидата, применившего силу к беспомощным старикам и т.д. Для этого могут использоваться не вполне здоровые психически люди. Имело место предъявление исков к кандидату-конкуренту (напр., А.Лебедю "от имени русских беженцев из Чечни")

  В ряде кампаний против конкурента использовалось (или предполагалось) привлечение к кампании детей (напр., "меловая война" в Омске (дети за плату рисовали на асфальте в самых людных местах лозунги против одного из кандидатов. Во время губернаторской кампании в Свердловской области предполагался выпуск книжки-раскраски, на одном из рисунков которой (с текстом "Раскрасил - покажи родителям") русский богатырь метлой изгонял тевтонского рыцаря-Росселя).

ДИСКРЕДИТАЦИЯ ОППОНЕНТА ОТ ЕГО ИМЕНИ
  Для дискредитации кандидата развился целый набор технологий, связанный с использованием его имени.
От имени конкурента осуществлялся выпуск плакатов, листовок, газет (в т.ч. газет-"двойников", с точностью копирующих дизайн издания конкурента), с содержанием, вызывающим раздражение избирателя, например, утверждающих от имени кандидата, что в годы его недавнего руководства областью (от его имени) "жители области катались как сыр в масле, а пенсии выплачивались не только без задержек, но даже с недельным опережением". Подобные "агитматериалы" содержат программу кандидата, вызывающую раздражение избирателей. Среди подобных или схожих "грязных технологий":
• фабрикация листовок якобы от имени конкурента с призывами к доносительству;
• рассылка школьникам противозачаточных средств якобы от имени кандидата-"сторонника политики планирования семьи";
• распространение листовок от имени конкурента с заявлениями о предстоящих финансовых трудностях региона, о связях с зарубежными державами, о необходимости пожертвовать кандидату определенную сумму денег, о предстоящем сокращении зарплат и пенсий и т.п.; если конкурент - действующее должностное лицо, такие листовки могут содержать заявления о выплате всех задолженностей населению на определенное число (при этом листовка появляется после этого числа).
• приглашение на встречу с кандидатом (чаще всего - сопровождаемую раздачей "гуманитарной помощи" и т.п.), которой никогда не планировалось;
• раздача от имени конкурента некачественных продуктовых наборов и других подарков;
• демонстрация "подарков" якобы от имени кандидата, но отказ дарить их (в С.Петербурге водитель машины с "гуманитарной помощью" развернул ее обратно перед уже собранными детьми, заявив, что подарки предназначены кандидатом лишь для еврейских детей);
• ночные звонки с предложением ознакомиться с программой кандидата;
• публикация листовок с искаженными сведениями о кандидатах;
• походы "от двери к двери" пьяных лже-кандидатов или их "родственников" (сопровождаемые, например, требованием денег в долг);
• звонки с требованием внести крупную сумму в избирательный фонд кандидата (которую один из членов семьи якобы задолжал);
• личные письма якобы от кандидата на имя давно умерших людей;
• расклеивание листовок и наклеек конкурента в неподходящих местах (лобовые стекла автомашин, дверные глазки квартир и т.п.) несмываемым клеем, расписывание лозунгами конкурента домов, заборов и т.п.;
• обзвон избирателей с сообщением, что кандидат якобы снял свою кандидатуру;
• угрозы от имени конкурента (в случае поражения (или отказа поставить подпись за) которого якобы отключат воду, тепло, электричество) - данная технология, однако, может сработать с противоположным предполагавшемуся результатом в случае использования ее для малообразованных слоев населения;
• публикация "программы кандидата", вызывающей раздражение у избирателя
• открытие счета якобы от лица кандидата, что имеет целью добиться со стороны соответствующей избирательной комиссии принятия решения о снятии кандидата с дистанции за "незаконное финансирование" выборов (в рамках подобной стратегии могут быть
задействованы и другие технологии из указанных выше).
• организации пикетов "сторонников" кандидата, которые могут вызывать раздражение у граждан, например группа представителей сексуальных или религиозных меньшинств (например, ваххабитов), группа бомжей и пр.

  С целью дезориентации избирателей возможна организация широкого упоминания в качестве кандидатов лиц, не баллотирующихся в данном округе.
Используется также технология "доведения позитива до абсурда". Например, упоминание кандидата о каком-либо акте благотворительности для жителей округа тиражируется в листовке, которая изо дня в день в течение нескольких недель распространяется
по почтовым ящикам (Москва). "Навязчивость" кандидата приводит к его поражению.

ПОВЫШЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ ПОПУЛЯРНОСТИ КАНДИДАТА.
  Особое место занимают "грязные технологии", направленные на повышение собственной популярности, применяемые с целью вызвать сочувствие к "обвиненному" и негативное отношение к его конкурентам, "играющим грязно". В их числе:
• имитация покушений (т.н. "самострелы");
• распространение ложных сообщений об угрозах кандидату;
• распространение ложных сообщений об установке прослушивающих устройств в офисе, квартире кандидата;
• распространение ложных сообщений о поддержке кандидата популярным у избирателей округа лицом (например, Е.Примаковым);
• распространение ложных сообщений о принадлежности кандидата к популярной у избирателей округа организации (например, КПРФ);
• распространение агитматериалов против кандидата с очевидно нелепыми обвинениями в его адрес.

  На повышение популярности кандидата работают также такие методы, как публикация данных "заказных" социологических опросов, фальсификация данных опросов и т.п.


Законодательные ограничения избирательных технологий - основные положения.

  В федеральное законодательство (в частности, Закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации") после ряда случаев применения "грязных технологий" (прежде всего на выборах в С.Петербурге) были
внесены изменения, призванные предотвратить использование "грязных технологий" в дальнейшем. Так, в качестве способа борьбы с административным нежеланием регистрировать неудобных кандидатов поправки к избирательному законодательству вводят избирательный залог. В целях борьбы с "клонированием" предоставляется возможность использования кандидатами-однофамильцами псевдонимов. Законодательство устанавливает, что к уголовной, административной, иной ответственности привлекаются лица:
- препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным,
- использующие преимущества своего должностного или служебного положения в целях избрания,
- принуждающие граждан или препятствующие им ставить подписи в поддержку кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, а также участвующие в подделке данных подписей,
- осуществляющие подкуп избирателей,
- осуществляющие благотворительную деятельность, а также изготовляющие и распространяющие коммерческую и иную рекламу в
нарушение закона,
- своевременно не сформировавшие и не уточнившие сведения о зарегистрированных избирателях (списки избирателей) перед
направлением указанных сведений в соответствующие территориальные избирательные комиссии,
- распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, - нарушающие права членов избирательных комиссий, в том числе с правом совещательного голоса, наблюдателей,
иностранных (международных) наблюдателей, доверенных лиц кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, средств массовой информации, в том числе право на своевременное получение информации и копий избирательных документов,
- нарушающие правила проведения предвыборной агитации, в том числе лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования,
- не создавшие условия для проведения массовых мероприятий, когда такая обязанность возложена на них законом,
- нарушающие правила финансирования избирательной кампании, в том числе лица, задерживающие перечисление средств
избирательным комиссиям, кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам,
- скрывшие остатки бюллетеней или изготовившие дополнительные, неучтенные тиражи избирательных бюллетеней,
- препятствующие или противозаконно вмешивающиеся в работу избирательных комиссий либо деятельность членов комиссий, связанную с исполнением ими своих обязанностей,
- препятствующие голосованию на избирательных участках,
- нарушающие тайну голосования,
- принуждающие избирателей голосовать вопреки их собственному выбору,
- осуществившие подлог избирательных документов,
- составившие и выдавшие заведомо ложные документы,
- осуществившие заведомо неправильный подсчет голосов или установление результатов выборов,
- не представившие или не опубликовавшие сведения об итогах голосования вопреки возложенным на них обязанностям,

- нарушающие права граждан на ознакомление со списком избирателей,
- выдающие гражданам избирательные бюллетени в целях предоставления им возможности проголосовать за других лиц или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования,
- дающие (выдающие) гражданам заполненные избирательные бюллетени,
- не представляющие или не публикующие отчеты о расходовании средств на подготовку и проведение выборов, избирательных объединений, избирательных блоков и финансовые отчеты о расходовании бюджетных средств, выделенных на проведение избирательной кампании, а также:
- работодатели, отказывающие в предоставлении предусмотренного законом отпуска для участия в выборах,
- должностные лица государственных органов, не осуществившие по представлению избирательных комиссий проверку информации о нарушениях законодательства и не принявшие мер по их пресечению.

Регламентирование правил агитации
Контроль за соблюдением установленного порядка проведения агитации возлагается Законом на избирательные комиссии. Законодательство указывает на недопустимость злоупотреблений правом на проведение агитации, к которым, в частности, относятся:
- агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду,
- призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства,
- пропаганда войны.
Законодательство запрещает подкуп избирателей, относя к фактам подкупа:
- вручение избирателям денежных средств, подарков и иные материальных ценностей иначе как за выполнение организационной работы (дежурство на избирательных участках, участках референдума, сбор подписей, агитационную работу),
- вознаграждение избирателей, осуществлявших организационную работу, в зависимости от итогов голосования,
- льготную распродажу товаров,
- бесплатное распространение любых товаров, за исключением печатных, в том числе иллюстративных, материалов и значков, специально изготовленных для избирательной кампании,
- предоставление услуг безвозмездно или на льготных условиях.
Запрещается при проведении агитации воздействовать на избирателей обещаниями:
- передачи им денежных средств, ценных бумаг (в том числе по итогам голосования) и других материальных благ,
- предоставления услуг иначе, чем на основе принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Часть II

Особенности президентской избирательной кампании 2000 г.

Предвыборная расстановка сил.
  В феврале шла активная работа по формированию окончательного списка претендентов на президентский пост - выдвижение кандидатов, сбор подписей, утверждение списка Центризбиркомом. Положение В.Путина как почти безальтернативного кандидата в глазах общества, хотя и несколько уступает пиковому значению, достигнутому в середине января, оставалось прочным, несмотря на то, что незначительно поколебалось в самом конце февраля.

Электорат В. Путина
  Поскольку число людей, называвщих В.Путина своим фаворитом, составляет 49% взрослого населения России (и 56% тех, кто реально собирается придти на выборы), все слои общества и идейные группировки представлены в его электорате как бы в усредненном виде и выражены неявно. Даже среди пенсионеров - этом традиционном электорате Г.Зюганова - доля голосующих за В.Путина составляет 57%, т.е. такой же процент, как и в среднем по населению, а за Г.Зюганова - 33% (выше, чем в среднем, но меньше, чем за фаворита). Особенно высока популярность В.Путина в рабочей среде, где за него готовы отдать голоса 59% участвующих в выборах представителей этого слоя.

  При всей подобной усредненности анализ позволяет выделить в структуре путинского электората те группы людей, которые в пропорциональном отношении как бы "выпирают" не только по сравнению со среднестатистическими значениями, но и по сравнению с теми долями, которые они занимают в электоратах основных соперников В.Путина. Скажем, если среднестатистически за НДР проголосовали на выборах 19 декабря около 3% избирателей и все они теперь обнаруживаются в электорате В.Путина, составляя в нем 4% его численности, а в других электоратах их нет совсем, можно говорить об этом, как о специальной характеристике его электората, который лишь на 29% состоит из тех, кто на думских выборах отдали голоса "Единству", а в остальном состоит из "пришлых". Это и ОВР (12% путинского электората), и ЛДПР (4%), и голосовавшие за другие, не прошедшие партии (3%), и даже те, кто затрудняются вспомнить, как они голосовали (5%). Многочисленны (15%) и те, кто в выборах участия не принимали. Если же брать прошлые президентские выборы, то выяснится, что в составе рассматриваемого электората 52% - это бывшие "ельцинисты", голосовавшие за Б.Ельцина уже в первом туре, и это также выделяет этот электорат из ряда остальных электоратов.

  При такой пестроте состава все же можно, пользуясь методом сравнения пропорциональной представленности в сруктуре, определить те настроения, ориентации, взгляды и даже психологические особенности, которые способствуют тому, чтобы человек остановил свой выбор на В.Путине. Начнем с того, что это должна быть ориентация на власть, порядок, силу. Относительно немногие выдвигают в качестве мотива своего выбора поддержку политической или экономической программы кандидата, мнение о нем как о зрелом, взвешенном политике или его способность защитить интересы голосующего. Зато высоко (в пропорциональном смысле) представлено мнение о В.Путине, как о лидере, который сможет навести порядок, который внушает уважение и доверие и который имеет в руках реальную власть. Себя сторонники В.Путина охотно идентифицируют как сторонников "партии власти" (или же затрудняются соотнести себя с какой либо из политических сил, признавая, что вообще-то мало интересуются политикой и слабо в ней разбираются, хотя к политикам особого недоверия не питают). На посту премьер-министра они охотно увидели бы представителя силовых или правоохранительных структур, но не политика (думского лидера и т.п.).

  Соответственно отмеченной ориентации и в отчетливой связи с тем, что сама популярность В.Путина возросла на волне чеченских событий, голосованию за него способствует убежденность в том, что в Чечне необходимо вести решительное наступление до победного конца, не вступая ни в какие переговоры, но при этом искать опору на местное население и воссоздавать местные органы власти, а не учреждать управление из центра (военного генерал-губернатора и т.п.). Избиратель В.Путина верит в то, что после завершения военной стадии операции в Чечне, там удастся поддерживать порядок силами армии и МВД (как, впрочем, уважая любую силу, он верит и в способность НАТО поддерживать порядок в Косово). (14)

Отношение общества к ведущим политикам.
  Ответы на вопрос о том, какие политики пользуются сегодня наибольшим доверием, в сравнении с данными предыдущих опросов позволяют специфическим образом судить о том, какая драма разыгрывается на политической сцене. На конец февраля список действующих лиц, набирающих более 1 процента в рейтинге доверия, насчитывает 13 персон и возглавляется он, естественно, В.Путиным с 41% упоминаний. Заметим, что пик доверия В. Путину приходился на 14-17 января (46%), после чего он сразу несколько упал и стабилизировался на нынешней отметке.

  Вторым идет Г. Зюганов с 14%, что уступает его наивысшему за последние четыре месяца достижению (17 процентов в конце декабря 1999 года), но возвращает на уровень первой декады января после резкого провала во второй половине января (10-11%). Далее по списку идут Е.Примаков (4% и неуклонный спад от уровня 11%, достигнутого в середине ноября 1999 года), В. Жириновский (3% при постоянных колебаниях в диапазоне 5-2%); Г.Явлинский (3 %, его диапазон - 3-6%); Г.Селезнев (2%); А.Тулеев (2%); С.Кириенко (2%); С.Шойгу (1%), С.Говорухин (1%); М.Касьянов (1%) и К.Титов (1%). Обратим внимание на то, что в лице А.Тулеева, М.Касьянова, С.Говорухина и К.Титова список пополнился по сравнению с началом января новыми лицами, в то время как из него выбыли такие персонажи, как А.Лебедь, Ю.Лужков, И.Хакамада и А.Лукашенко. Совершенно определенным образом на изменения в составе списка "доверенных лиц" сказалось предвыборное выдвижение кандидатов на пост президента, переместившее выдвиженцев в фокус общественного внимания. Не удивительно появление в этом перечне и М.Касьянова, который был "обречен" на доверие населения, поскольку облечен доверием В.Путина. (14)

Результаты аутсайдеров президентской кампании

Кандидат на пост президента

Кол-во проголосовавших(в процентах от общего числа людей,пришедших на выборы)

Кол-во проголосовавших (в абсолютном исчислении в тысячах)

Панфилова

1,02

760

Скуратов

0,45

335

Говорухин

0,43

323

Подберезкин

0,14

104

Джабраилов

0,08

60

  Ничего неожиданного на первый взгляд, если не вспомнить что для регистрации кандидата необходимо сдать не менее 500 тысяч подписей из 30 регионов России в весьма сжатые сроки, в поддержку какого-либо кандидата, уложится в которые (если всё делать по-честному) способен отнють не каждый политик по техническим и/или финансовым проблемам. Так как на выборы явились около 75 миллинов россиян, то, проведя нехитрые расчеты, можно подсчитать, сколько из необходимых 500 тысяч "подписавшихся" проголосовали в итоге за своих избранников:

Кандидат на пост президента

Сколько людей из 500 тыс. подписавшихся голосовали за своих избранников (в % от 500 тыс.)

Панфилова

152

Говорухин

60

Скуратов

59

Подберезкин

20

Джабраилов

12

Комментарии излишни. Описание подобной технологии находится выше (25) .

Анализ результатов выборов.

  Если взять "партийных" кандидатов в президенты (Зюганов, Явлинский и Жириновский), то они участвовали в выборах вовсе не потому, что питали хоть какие-то надежды на победу, а потому, что этого требовал ритуал. Не заявить претензию на высший пост в государстве означало для них публично признать закат собственной политической звезды. Неверие в победу обусловливало вялость и шаблонность их кампаний и объясняло отсутствие признаков стремления расширить свою электоральную базу.

  Так, КПРФ на этот раз, в отличие от 1996 г., и не подумала создавать что-либо наподобие Блока народно-патриотических сил, ограничившись формальной пролонгацией существования блока "За Победу!", фиктивность которого была очевидна еще в думскую кампанию. Мало того, что руководство Компартии с полным равнодушием отнеслось к уходу во "вражеский" лагерь бывших союзников АПР и РОС - оно не особенно-то боролось и за голоса "слева" (таковых, правда, по итогам думских выборов оказалось не Бог весть сколько - чуть больше 3%, полученных "Коммунистами, трудящимися России - за Советский союз" и "Сталинским блоком"). Сами же левые компартии поначалу были настроены на бойкот выборов и только к концу кампании, в большинстве своем скрепя сердце разрешили своим членам голосовать за Зюганова.

  Не предпринимало заметных усилий по расширению своей базы и "Яблоко". Если в 1996 г. сторонники Явлинского едва ли не до последнего надеялись на поддержку "Демократического выбора России", то сейчас они не выказали ни малейшего интереса к возможности использовать нарастающие разногласия в Союзе правых сил и с невозмутимым спокойствием уступили Константину Титову сомнительное право именоваться лидером маргинал-демократов. Только в последнюю неделю перед голосованием Григорий Явлинский заявил о намерении "Яблока" - независимо от результатов выборов - начать с СПС переговоры о создании широкой праволиберальной коалиции, однако шаг этот выглядел таким запоздалым, что становилось не вполне понятно: а к чему это он?
Наконец, Владимир Жириновский не был бы самим собою, если бы упустил мало-мальский повод для саморекламы - единственного в его положении способа задержаться на политической сцене - хоть в каком-нибудь качестве. Пусть шута, паяца (с чего он, собственно, и начинал на рубеже 80-90-х гг.), но побыть на ней еще чуть-чуть. Чтобы надеяться на что-то большее, лидер ЛДПР слишком циничен и прагматичен. Он и в лучшие свои времена не особенно задумывался о расширении социальной и электоральной базы ЛДПР, а уж когда речь зашла о его политическом самовыживании, ждать от него осмысленной коалиционной политики было бы и вовсе нелепо.
Об оставшихся кандидатах можно с уверенностью сказать, что они представляли только самих себя - пусть даже некоторые из них возглавляли собственные общественно-политические движения: Умар Джабраилов - "Силу разума", Элла Памфилова - "За гражданское достоинство", Алексей Подберезкин - "Духовное наследие". Имеются, однако, большие сомнения по поводу реальности большинства указанных объединений. С большей или меньшей уверенностью можно говорить только о существовании движения "Духовное наследие", да и то - на парламентских выборах за список ДН проголосовало почти в 10 раз меньше избирателей, чем формально состоит в его рядах (67 417 против заявленных 600 тыс.).
Правильнее всего было бы сказать, что на президентских выборах эти кандидаты, так же как и кемеровский губернатор Аман Тулеев, кинорежиссер Станислав Говорухин, отстраненный от должности генпрокурора Юрий Скуратов и бывший руководитель УФСБ по Москве и Московской области Евгений Савостьянов (за четыре дня до выборов снявший свою кандидатуру в пользу Явлинского) решали только свои собственные проблемы, не имевшие никакого отношения к проблемам общества.
Что же показали результаты состоявшихся 26 марта досрочных президентских выборов?

  То, что Путину, вопреки распространенным ожиданиям, практически ничего не удалось "отщипнуть" от коммунистического электората: Зюганов получил на 5% больше голосов, чем в декабре 1999 г. - список КПРФ (29,28% к 24,29%). Уже сам по себе этот факт можно расценивать как благоприятный для судеб страны - новый президент может считать себя вполне свободным от обязанностей перед данной частью избирателей.

  То, что электорат Явлинского (5,82%) давно превратился в своеобразное гетто, живущее собственной жизнью и мало зависящее от перемен в жизни страны.

  То, что Жириновский (2,7%), несмотря на титанические усилия и лихорадочные телодвижения, теряет своего избирателя и, похоже, к следующим выборам окончательно выйдет в тираж.

  То, что Аман Тулеев (3,01%) весьма популярен в возглавляемой им области - во всяком случае больше, чем Константин Титов (1,49%) в своей. Кемеровский губернатор получил в своем регионе более половины голосов, в то время как самарский в своем занял только третье место.

  То, что Титову его статус губернатора принес, пожалуй, больше голосов, нежели разнообразные альянсы с маргинальными интеллигентскими образованиями.
То, что подавляющее большинство кандидатов с блеском подтвердили свою репутацию аутсайдеров, не имеющих ни поддержки со стороны сколько-нибудь широких социальных слоев, ни шансов когда-нибудь эту поддержку приобрести.(9)

Часть III

Использование "грязных" избирательных технологий на президентских выборах -2000

  "Грязные" избирательные технолгии во время президентской кампании 2000 года использовались очень широко всеми кандидатами на пост президенита, несмотря на все заверения СМИ, подконтрольных Кремлю. Можно даже говорить, что итоговый результат кандидатов есть прямое следствие широты использованных их штабами "нечестных" избирательных технологий - особенно если кандидат обладал еще и административными рычагами управления в регионах России. Однако многие "стандартные" для региональных выборов технологии типа клонирования кандидатов или дискредитации оппонента от его имени на федеральном уровне не использовались.
Наиболее широкими возможностями (которые, кстати, были по возможности максимально использованы) обладал штаб В.В. Путина, что, конечно, и не удивительно. Основное давление на избирателей происходило АДМИНИСТРАТИВНЫМИ методами, которые, возможно и не были согласованы со штабом кандидата, а являлись по сути частной иннициативой властьпредержащих на местах в своих личных корыстных интересах дабы поскорее выслужиться перед федеральной властью в расчете на какие - либо привилегии в случае прихода данного кандидата к власти (яркий пример - интервью губернаторов Екатеринбурга и Саратова после съезда иннициативной группы по выдвижению Путина В. В. в кандидаты в Президенты России, где последний говорил о "недооценнённых" возможностях губернаторов в организации сбора подписей и голосования). Хорошо помог в достижении цели раскрученный в СМИ лозунг о том что кандидат на выборах у нас - де один, выборы безъальтернативные, поэтому все равно выборы выиграет В.В. Путин. (это можно отнести к технологиям запугивания). Повышение собственной популярности происходило в разных направлениях : во-первых была достигнута некоторая экономическая стабильность в курсе американнского доллара к рублю и всевозможная реклама небольшого экономического роста, во-вторых, это "раскрутка" успешного и справедливого (воюем только с боевиками, местное мирное население всячески поддержиаем) медода войны в Чечне и налаживания мирного послевоенного устройства жизни в освобожденных районах; в - третьих, это поведение самого Владимира Владимировича - полет на штурмовике Су - 25 над Чечней и перелет его на истребителе Су - 27УБ2 из Сочи в Ханкалу над территорией, где проходят военные действия. Компрометировали же Путина (с малым успехом у избирателей) публикации о кэгэбэшном прошлом (вплоть до того, что Путин якобы курировал в 70 - ые годы связника террориста Ильича Ромиреса Санчеса (Шакала) - см. первый февральский выпуск "Версии" 2000 года), об "антинародном" окружении (Абрамович, Волошин, Березовский). Дискредитацией оппоненетов штаб Путина напрямую не занимался, хотя подконтрольные кремлевской администрации СМИ всё - таки не упускали возможность побичевать других претендентов, как Явлинский и Зюганов, кроме этого, по слухам людьми, близкими к Кремлю и Путину были организованы марши проституток и работников массажных салонов в "поддержку" Юрия Скуратова. В целом же можно сказать, что кампания штабом Путина проведена удачно и даже на первый взгляд чисто (не одного предупреждения из ЦИКа), хотя привлечен к голосованию за Путина был далеко не весь возможный электорат.

  Геннадий Андреевич Зюганов и его команда обладали значительно меньшим административным ресурсом влияния на избирателей, нежели чем команда Путина, поэтому и в ход шли в основном другие виды агитции. Их конек - это публикация в "красной" ("левой", "патриотической") прессе информации, запугивающей избирателя либо сравнением теперешней жизни россиян с жизнью советских людей в самые критические моменты Великой Отечественной Войны ("уровень жизни в России рухнул за годы правления ельцинского режима до уровня зимы 1941 года - при его приемнике лучше не будет"), либо связями Путина и его ближайшего окружения с Моссадом, Госдепартаментом США или мировой закулисой вообще, с последующим заявлением, что дальше будет еще хуже и призывом в последний момент, пока "не вся страна еще потеряна", проголосовать "за истинных патриотов". Кроме этого, иногда публикуется сведения, напоминающие "компромат": о "истинной" работе Путина в разведке, о его семье, о желании "попасть" в президенты, "утопив Чечню в крови" и т. д.

  Профессиональный кандидат в президенты Явлинский и его команда провели президетскую кампанию весьма агрессивно - об этом можно судить и слушая интервью "главного Яблочника" и видя видеоролики. Основной упор делался на противопоставлении своей персоны всей политической палитре России по системе "я один в белом". Купив немало времени платных эфиров на ТВ, ролики, агитировавшие за Явлинского могли вызывать скорее антипатии, чем благосклонность избирателей (по этому поводу ЦИК даже запретил показ рекламного ролика Явлинского). Основной способ агитации - повышения собственной популярности и завуалирванный поток "компромата" на соперников в устной форме ("в первом туре мы победим коммунистов, а во втором победим порядок") или при помощи публикаций в СМИ, симпатизирующих Явлинскому ("Новая газета", "Общая газета", "МК", телекомпания "НТВ" и ряд других).
Владимир Вольфович сам себе имиджмейкер, правда не обладает нужными для этого знаниями, отчего вся его избирательная кампания сторится на довольно привычных россиянину методах - что нибудь со скандальным привкусом погромче сказать в первую попавшуюся телекамеру.

  Избирательная кампания Жириновского и строилась на трех китах - громкие (но часто не по делу заявления), показ невнятных видеороликов со своим участием и постояные тяжбы с ЦИКом на предмет сокрытия от государства квартиры сына на юго-западе Москвы (что кстати вызвало небольшой прирост голосов к нему как к обиженному властью - "повышение собственной популярности). Каких - либо технологий Жириновский и его штаб на федеральном уровне скорее всего не применяли.

  Констанитн Титов и Аман Тулеев, являясь губернаторами обладали фактически всеми законными и некоторыми не очень рычагами управления избирателем в своих регионах. Основной упор делался на административные технологии. Правда вляние губернаторов оганичено размерами подвластного региона, поэтому за его границами и в целом по стране их результат оказался весьма скромным.
Кандидаты, набравшие в сумме около 2 процентов голосов (Панфилова, Скуратов, Говорухин, Подберезкин, Джабраилов) вообще не смогли применить на федеральном уровне каких - либо "грязных" избирательных технологий за исключением "сбора" подписей, что в принципе не удивительно - небольшой бюджет их кампании не смог "потянуть" ни "разоблачительных" статаей, ни хвалебных телепередач, ни честного сбора подписей по регионам России.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Примерная тактика проведения предвыборной кампании (ПК) с использованием "грязных" технологий.

  Следует перечислить цикл тех шагов, которые следует осуществить в рамках ПК. Данные шаги должны осуществляться в соответствии с общими этапами, фазами и стадиями ПК. Следует особо отметить, что как таковая PR кампания, как правило, осуществляется и до основного этапа ПК. Единственным условием в этом случае будет то, что PR кампания не должна носить предвыборный характер. В противном случае будет нарушен закон о предвыборной агитации.

Аналитический этап
  Конечный продукт аналитического этапа состоит в разработке конкретной программы взаимодействия Политического субъекта с целевой общественностью. Для этого необходимо разработать план исследования общественного мнения и спроектировать PR-мероприятия в рамках ПК.
  Экспресс-анализ ситуации деятельности политического субъекта в отношениях с общественностью (исследовательская фаза). Основной целью данной фазы является предварительное исследование (для последующего проведения фокусированного исследования) с точки зрения взаимодействия ПС (Политического Субъекта) с целевой общественностью. Объектами исследования могут выступать избирательские предпочтения, политические силы региона (дружеские и конкурирующие), организации, влияющие на предвыборную ситуацию, органы власти и т.д.
  Для этого решаются следующие задачи:
1. Осуществление общего анализа предвыборной ситуации с точки зрения связи ПС с др. субъектами, влияющими на деятельность ПС
2. Раскрытие специфики взаимоотношений ПС с организациями:
- Анализ данных исследований, проводимых в рамках ПК
- Соотнесение плюсов и минусов ПС с плюсами и минусами конкурентов
3. Описание характера существующих связей ПС с электоратом
- Вскрытие негативных стереотипов и установок общественного мнения по отношению к ПС или (тоже важно) к его соперникам.
- Изучение позитивных отношений общественности к ПС и его соперникам.
4. Предварительное исследование имиджа ПС
- Выявление преимуществ ПС по отношению к конкурентам
- Изучение аспектов имиджа ПС, формирующих негативные установки у общественности
- Изучение аспектов имиджа ПС, формирующих позитивные установки у общественности

Проведение исследовательского анализа (исследовательская фаза)
1. Постановка основных задач исследования (Информационная стадия)
- вскрытие стереотипов и установок общественного мнения
- изучение сложившегося имиджа ПС, создающего негативные установки у избирателей
- выявление преимуществ ПС по отношению к конкурентам
- раскрытие специфики взаимоотношений ПС с другими организациями

2. Определение объектов исследования (Информационная стадия). Объектами исследования могут быть:
- внешние условия (экономические, правовые и т.п.)
- целевые аудитории общественности, электорат
- конкуренты
- другие организаций, влияющие на ПС (властные структуры, общественные организации и т.п.)
В каждом конкретном случае может быть различная комбинация объектов исследования.

3. Непосредственное исследование выделенных целевых объектов (Организационная стадия)
4. Систематизация и анализ результатов исследования (Аналитическая стадия)

Стратегическое планирование PR кампании (проектная фаза)
1. Постановка целей PR кампании (концептуальная стадия)
Ниже перечисляются возможные цели для PR направления в рамках ПК. На данном этапе они носят только наиболее общий характер. Конкретнее цели и задачи определяются на
стадии планирования. При определении общих целей PR направления необходим активный контакт со звеном стратегического анализа и управления.

а). Создание положительного имиджа и благоприятного отношения у целевой аудитории (возможно применений технологий повышения популярности ; если же как параллельная цель преследуется и дискредитация соперников - возможно и последовательное применение любых более менее законных технологий - только не следует сразу вести очень агрессивную кампанию дискредитации, чтобы не вызвать отвращение избирателей к выборам вообще)
b). Совершенствование системы взаимоотношений между ПС и целевой аудиторией (а так же выявление слабых сторон конкурентов в подобного рода деятельности)
c). Развитие связей и взаимовыгодного сотрудничества ПС с потенциальными партнерами (другими политическими деятелями, финансовыми и властными структурами, общественными и экономическими организациями и т.д.)
d). Разработка рекомендаций по совершенствованию форм взаимоотношения ПС с целевой общественностью
e). Составление рекомендаций по устранению в имидже ПС причин, порождающих неблагоприятное общественное мнение и др. (а так же организация "раскрутки" неблагоприятного воздействия на избирателей кандидатов-конкурентов, при помощи компромата, дискредитации конкурента от его же имени, организационных технологий)

2. Согласование целей PR кампании с другими направлениями ПК (концептуальная стадия)
Для повышения эффективности работы PR-подразделения штаба необходимо в ходе
концептуальной работы тесно взаимодействовать с другими направлениями работы штаба, чтобы избежать изолированности PR отдела от других подразделений штаба. Для этого целесообразно согласовывать цели и задачи PR направления с общими стратегическими ориентирами деятельности штаба в целом.
3. Постановка задач PR кампании (концептуальная стадия).
Примерный вариант:
- Проведение текущих исследований общественного мнения относительно ПС и/или его конкурентов
- Анализ и выработка способов коррекции сложившегося имиджа ПС
- Освещение деятельности ПС в кругах целевой аудитории (а так же негативное освещение деятельности конкурента)
- Разработка и проведение мероприятий по прямому контакту ПС с целевыми аудиториями и значимыми структурами (а так же проведение активных провокационных мероприятий на аналогичных встречах у конкурентов - см. организационные технологии)
- Привлечение влиятельных персон для повышения престижа ПС (параллельно - организация пикетирования "сторонников" конкурента - см. дискредитация оппонета от его имени)
- Разработка и воплощение идей для создания "шумихи" вокруг ПС (технологии повыщения популярности)
4. Согласование задач PR кампании с другими направлениями работы штаба (концептуальная стадия)

Разработка стратегии и тактики PR кампании (стадия планирования)

1. Формулирование общих положений PR мероприятий
2. Выявление приоритетов PR кампании. Выявление приоритетов PR компании осуществляется по результатам проведенных исследований и сопоставительного анализа важнейших сторон ПС с особенностями внешней ситуации. В качестве приоритетов PR кампании выбираются позитивные моменты имиджа ПС, которые могут выступить основными акцентами позиционирования в кампании.
3. Описание кратких характеристик основных этапов PR мероприятий
4. Планирование опорных сроков по поставленным задачам
5. Планирование PR мероприятий
- Выбор целевых аудиторий
- Разработка идей проведения PR работы. Данная фаза предполагает разработку идей для привлечения внимания целевой общественности и электората через СМИ, привлечения Референтных Лиц с целью поддержки и поднятия престижа ПС (или дискредитации оппонентов), проведения различных PR акций для установления непосредственных отношений с целевыми аудиториями и электоратом
- Определение средств PR кампании. В зависимости от состояния общественного сознания целевых аудиторий по отношению к ПС и целей PR-кампании могут быть привлечены различные средства PR. К ним относятся: СМИ (печатные издания, радио и телевидение), встречи с избирателями, концерты, круглые столы и многое другое. В соответствии со стратегическими ориентирами кампании составляется предположительный список средств информационного воздействия. Конкретный состав PR-акций доопределяется, с одной стороны, по результатам разносторонних исследований, с другой стороны - в соответствии с утвержденными стратегией и планом PR-мероприятий.
- Выбор целевых тем для СМИ и PR акций. Выбор целевых тем основывается на зафиксированных приоритетах PR-кампании в соответствии с разработанными идеями PR-мероприятий. Основная задача - составить полный список тем, которые необходимо раскрывать в СМИ при проведении PR-акций. Последовательность раскрытия тем определяется общей стратегией PR-кампании по изменению общественного отношения к имиджу ПС (и/или паралелльно его конкурентам)
- Выбор каналов информационного воздействия
A) СМИ
a) печатные издания
по форме распространения
подписные
розничные
по периодичности выхода
ежедневные
еженедельные
ежемесячные
ежеквартальные
b) радио
c) телевидение

B) Другие средства (DIRECT MAIL*, Интернет и т.п.)

Планирование предварительного общего бюджета PR мероприятий в ПК

Согласование бюджета PR кампании с руководителями штаба

Конкретное планирование PR акций (программная стадия)
На этом шаге планирования разрабатываются конкретные содержательные идеи по формированию имиджа ПС в соответствии со следующими основными критериями:
- эффективность изменения мнения у целевой общественности, в благоприятную для ПС сторону (и/или в неблагоприятную для его соперников)
- включенность всех целевых аудиторий общественности в контакт с ПС
- концентрированность воздействия на целевой электорат
- адекватность воздействий типам целевых общественных аудиторий и электората
- максимальность общественного и электорального резонанса
- соответствие PR-акций требованиям процесса формирования целевого имиджа ПС

Основные задачи:
- Разработка конкретных идей проведения PR акций
- Составление конкретных планов работ по PR акциям
- Определение состава информационного пакета, поддерживающих PR акцию

Организационный этап

Подготовка единичной PR акции

На стадии реализации мероприятий устанавливаются связи с представителями СМИ в целях информирования общественности и электората о проводимых акциях, а так же материалов информационного пакета. Одной из задач данного шага является стимулирование представителей СМИ к освещению тем, связанных с позицией ПС. Опираясь на результаты мониторинга и анализа отношения целевой общественности необходимо оперативно размещать PR - материалы по актуальным темам, поднятым в СМИ. При размещение учитывается популярность/непопулярность конкретных СМИ среди целевой общественности.
На этом шаге решается следующий круг задач:
- Выбор конкретной даты проведения PR акции
- Разработка конкретного списка приглашенных
- Подготовка места проведения
- Подготовка контактных материалов :

* Составление текста приглашения и комментария планируемой PR акции
* Графическое оформление приглашения
* Создание оригинал-макета приглашения и комментариев
* Печать приглашений


- Установление контактов (предварительный обзвон заинтересованных лиц):
* журналистов, редакторов и других представителей СМИ
* влиятельных лиц
* лиц представляющих интересы общественности

- Подготовительная работа с ПС по коррекции имиджа
* Создание раздаточных информационных пакетов
* Графическое оформление раздаточных пакетов PR акции
* Создание оригинал-макета раздаточных пакетов PR акции
* Печать раздаточных пакетов PR акции

Контакт-уведомление потенциальных участников PR акций
В решение этой задачи входят все возможные формы уведомления потенциальных участников PR акции, такие как объявления в СМИ, рассылка приглашений и др. Потенциальными участниками PR-акции могут быть:
* журналисты, редакторы и другие представители СМИ
* представители целевого электората
* представители власти
* референтные лица
* лица представляющие интересы целевой общественности

Проведение PR акций (встречи ПС с общественностью электората) (основная фаза)

Для проведения продуктивных PR акций, таких как пресс-конференции, концерты, семинары, круглые столы и т.п., особое внимание должно уделяться оригинальности мероприятий. Ведь одна из основных целей акции - возбуждение и поддержание интереса всех приглашенных участников. Однако зрелищность события, по нашему мнению, не должна вытеснять главных целей акций - формирование благоприятного отношения к политическому субъекту целевых аудиторий общественности. Для этого необходимо создавать необходимые условия по установлению неформальных, благожелательных взаимоотношений между ПС и участниками акции.
Контроль доведения информационных материалов до целевой аудитории (обратная связь)
Важным звеном PR-кампании является создание позитивного общественного резонанса по отношению к проведенным акциям. Это обеспечивается освещением проведенных событий в СМИ и неформальными каналами распространения информации (слухи, личные встречи и т.д.). В связи с этим необходимо контролировать размещение в СМИ материалов отражающих проведенную акцию.
Далее следует провести дополнительные промежуточные исследования по выявлению изменения общественных и электоральных стереотипов, установок и т.д. по отношению к ПС.

Анализ результатов PR акции
Основным акцентом анализа проведенной PR акции выступает оценка уровня повышения положительного отношения целевой общественности к политическому субъекту. Данная работа включает в себя:
* Составление краткого резюме о проделанной работы
* Оценка общей эффективности PR акции
* Составление рекомендаций по проведению последующих PR акций

Анализ результатов PR кампании в рамках проведенной ПК

В анализ результатов PR-работы в ПК входит решение двух задач:
* Составление реестра проделанной работы и ее содержательные итоги
* Оценка эффективности PR кампании в целом

Разработка рекомендаций

По результатам оценки проведенных мероприятий и кампании в целом разрабатывается ряд рекомендаций по дальнейшему упрочнению связей ПС с интересующей его общественностью. В эти рекомендации входят не только конкретные практические советы по форме отношений. В рекомендации включаются пожелания, связанные с совершенствованием некоторых аспектов имиджа ПС. Здесь важно выделить те негативные аспекты имиджа ПС, которые прямо влияют на динамику общественного мнения.
Рекомендации оформляются в тексте и состоят обычно из двух основных разделов:
* Рекомендации по коррекции стратегии отношений ПС с общественностью
* Рекомендации по коррекции деятельности ПС


ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Что необходимо знать для проведения избирательной кампании.

Примерная структура акцентов диагностики предвыборной ситуации, которую необходимо осуществлять для полноценного и реалистичного планирования деятельности PR подразделения штаба выглядет так :
Информация, необходимая для проведения диагностики предвыборной ситуации и планирования PR мероприятий
1. Демографическая ситуация:
-Численность населения (в целом по региону и по округам)
-Количество избирателей (в целом по региону и по округам)
-Половозрастной состав (в целом по региону и по округам)
-Данные о миграции
-Национальные группы (в целом по региону и по округам)
-Профессиональная разбивка по группам
-Проблемы демографической сферы

2. Социальная сфера
-Образование (школы, профессиональные училища, ВУЗы)
-Здравоохранение (смертность, рождаемость, количество больниц и болеющих)
-ЖКХ
-Социальная защищенность и уровень безработицы
-Уровень благосостояния граждан
-Общественные объединения (профсоюзы, советы ветеранов, национальные общины, общества инвалидов, общество солдатских матерей, общество ветеранов войн, общества пенсионеров, женские общества)
-Проблемы социальной сферы
3. Общее экономическое состояние региона
-Приоритеты экономики региона
-Тенденция развития экономической сферы
-Общие экономические проблемы
-Торговая сфера
-Банковская сфера
-Сфера услуг
-Производственная сфера :
* Состояние легкой промышленности
* Состояние тяжелой промышленности
* Производство продуктов потребления
* Проблемы экономики региона
4. Правовая сторона жизни региона
-Уровень криминагенности
-Эффективность деятельности правоохранительных органов
-Динамика правой ситуации
-Проблемы в данной сфере
5. Культурная сфера
-Праздники
-Культурные события
-Традиции региона
-Проблемы в данной сфере
6. Научная сфера
-Специфика научной направленности региона
-Проблемы научной сферы
7. Религиозная сфера
-Религиозный состав населения
-Религиозные общины
-Религиозные события
8. Динамика избирательной активности по годам и округам
9. Референтные лица (ФИО, телефон и адрес проживания и работы, проф. принадлежность, структуры на которые оказывают влияние,
10. Данные о средствах распространения информации (состав, периодичность, телефон, тираж, профилирующие темы). Рекламные и PR фирмы
Естественно, для планирования PR-мероприятий необязательно стремиться к приобретению всей перечисленной информации. В зависимости от общей региональной ситуации и стратегии работы штаба в ПК руководитель PR-подразделения должен отобрать те позиции из приведенного списка, которые существенны для планирования PR работы. (12)

Источники :

(3) - Правила агитационной кампании (Анна Качкаева) - www.7st.ru
(9) - Конец Великой Российской революции - Президентская кампания 2000 г. в контексте партийно-политических процессов (Юрий Коргунюк) - www.polit.ru/articles
(10),(12) - из книги "Предвыборная кампания: типы стратегии и новые технологии" (Экспертно-аналитическая группа АКМЭ) - опубликованы на www.7st.ru
(14) - Политическая ситуация в России в феврале 2000 года (Леонид Седов) - www.polit.ru/articles
(16) - Материалы Всероссийского семинара-конференции "Общество - выборы - СМИ - 1999 год: Между "чистыми" и "грязными" политическими технологиями" Новые подходы в избирательных технологиях (А.Ю.Кошмаров, Г.С.Кузнецов)- www.polit.ru/articles
(17) - "Грязные" политические технологии в российских избирательных кампаниях (автор не известен) www.epolit.ru
(25) - "Хотите посмеяться или новости науки" - статья в МК от 30/03/2000

Кроме того, для получения информации использовались новостные серверы :
* www.lenta.ru
* www.polit.ru
* www.epolit.ru
* www.gazeta.ru
* www.smi.ru
а так же ресурс www.kompromat.ru

* здесь и далее по этому пункту - цитирую по источнику 17
** Полагаю,нельзя однозначно приписывать это именно к нарочно проведенным акциям. Возможно, проститутки и впрямь поддерживают Скуратова ("как настоящего мужика") и их пикет был ими для того и спланирован.
* Конспект по книге "Предвыборная кампания: типы стратегии и новые технологии" (10)
* Почтовая рассылка корреспонденции избирателям с призывом проголосовать (или не голосовать) за того или иного кандидата от имени самого кандидата или более влиятельного политика (вариант - просто какого-либо уважаемого человека (напр. киноактера)) с личным обращением последнего к потенциальному избирателю.
** Приведенный цикл шагов осуществляется при проведении 2-ой, 3-тьей и т.д. PR акций.


©1999-2001 meteor | idea/design/photo/OCR by meteor | made in Moscow, Russia
Hosted by uCoz