Самая быстрая домашняя страничка
Информация
•• навигатор
•• Особенности влияния СМИ на политический процесс в России

  Библиотека

  ФотоИскусство

  Работы

  Информация

  Лучшие сайты

  Как связаться

  Гостевая книга

  На главную

 

Сайт любит счет


Дипломная работа

Особенности влияния СМИ на политический процесс в России
(на материале избирательной кампании В. В. Путина 2000 года)

 

Введение

Является ли институт СМИ в России полноценным и независимым общественным институтом информирования, как субъектам политического процесса учесть все эффекты воздействия СМИ на общественное мнение и как контролировать поведение человека в дифференцированном обществе? Этот комплекс взаимодополняющих проблем является одним из наиболее значимых для российского политического процесса и медиа-сообщества. Без решения этих проблем невозможно построение в России гражданского общества.

За десятилетие опыта демократических институтов в России государство научилось использовать общественное мнение в своих интересах. Для координации разноплановых процессов, проходящих в дифференцированном обществе, в России сформировался новый властный институт — медиаполитическая система.

Речь, в данном случае, идет не о том, что СМИ влияют на поведение людей, а о создании нового общественного института, симбиоза СМИ и политических институтов, в котором СМИ выполняют мобилизационную функцию, используя символические средства убеждения людей.

Основная идея исследования состоит в том, что описать и выявить функции нового социального института — медиаполитической системы как института реализации политической власти символическими средствами, воздействующими на поведение людей, формирующими их убеждения и мнения. Наиболее ярко роль этого нового социального института проявляется в избирательных кампаниях, особенно в последней президентской избирательной кампании 2000 года.

В данном свете необходимо дополнительно проанализировать важнейшие информационные кампании, инициированные властными элитами для обеспечения преемственности власти и сохранении систем распределения ресурсов. Подобное изучение опыта взаимодействия власти, общества и СМИ поможет по-новому взглянуть на роль СМИ в российском политическом процессе, а также выявить наиболее благоприятные условия для эффективного влияния СМИ на политический процесс.

Основной целью данной работы является анализ влияния СМИ на политический процесс. Задачами данного исследования являются:

  1. Исследование новой роли СМИ как фактора политического процесса;
  2. Выявление и описание основных этапов развития российских СМИ;
  3. Анализ технологий влияния медиаполитической системы на общественное мнение;
  4. Исследование конструирования политической реальности;
  5. Рассмотрение влияние повестки дня на электоральное поведение.

В соответствии с задачами, объектом исследования является функционирование СМИ в политическом процессе. Предметом исследования является символическая функция и мобилизационные возможности СМИ по отношению к политическому процессу.

Среди исследователей, занимающихся проблемой изучения влияния СМИ на общество и властные институты, существуют различные подходы к анализу роли СМИ в современном российском политическом процессе.

И. Засурский в своих работах "Масс-медиа второй республики" и "Реконструкция России" придерживается феноменологического подхода к анализу российских СМИ. В рамках данного подхода высокая степень влияния СМИ на политический процесс в России обусловлена тем, что крупные медиа-холдинги играют роль эрзац-партий, так как обеспечивают информационную поддержку, связь с электоратом, мобилизацию ресурсов и лоббирование тех или иных решений . Анализируя историческое развитие СМИ в России за последние 20 лет, он приходит к выводу, что роль СМИ в российском политическом процессе принципиально вернулась к той роли, которая была у СМИ в Советском Союзе — роли общественного института, мобилизующего граждан на поддержку тех или иных проектов, предлагаемых властью российскому обществу. И. Засурский вводит понятие медиаполитической системы как системы, в которой общественная жизнь и, как следствие, политический процесс, протекают исключительно в символическом пространстве средств массовой информации.

Инструментального подхода придерживаются, как правило, политические и медиа-технологи (например, А. Миронов и Е. Минченко), рассматривающие СМИ как универсальный инструмент информирования и мобилизации целевых аудиторий. Основными категориями инструментального подхода являются понятия информационного потока и информационного повода. Так, для достижения целей политической кампании в СМИ, сторонниками инструментального подхода предлагается использование информационных поводов — неких событий, имеющих прямое или косвенное отношение к разворачиваемой информационной кампании и освещение этих событий по доступным для целевой аудитории информационным потокам. Для проведения эффективных информационных кампаний в СМИ сторонники инструментального подхода предлагают определенный набор технологий событийного менеджмента и управления информационными потоками.

Социологический подход к анализу практикуют известные социологи (например, И. Задорин , А. Ослон и Ю. Левада). Основными категориями их похода являются понятия социального института и медиа-рынка. СМИ, являясь социальным институтом мобилизации общества, формируют медиа-рынок, на котором различные информационные каналы соревнуются друг с другом за привлечение внимания к ним потребителей информации. Поскольку СМИ являются социальным институтом, то к изучению его феномена и степени влияния СМИ на общественное поведение применимы стандартные формализованные методы социологических исследований.

Между тем, системных исследований, целью которых является непосредственный анализ особенностей влияния СМИ на политическую реальность современной России, сейчас, по информации автора, не существует. Различные подходы к рассмотрению роли СМИ в современном российском политическом процессе лишь в каком-то узком аспекте смотрят на возможности СМИ эффективно манипулировать общественным поведением, не раскрывая всех факторов, влияющих как и на сами СМИ, так и на эффективность их воздействия на общественное поведение.

Восполнить недостаток исследований роли СМИ в российском политическом процессе призвана данная работа.

В исследовании роли и возможностей СМИ в политическом процессе автор полагает необходимым сочетать инструментальный и социологический подход к исследованию возможностей влияния СМИ на политический процесс в России. Вызвано это тем, что СМИ, являясь, с одной стороны, социальным институтом, самостоятельно формирующем некую "сцену политического спектакля", с другой стороны является всего лишь инструментом информирования и мобилизации общества властными элитами. Поэтому первая глава будет посвящена инструментальному анализу российских СМИ, а во второй главе будет проведен социологический анализ возможностей и эффективности влияния СМИ на политический процесс на примере избирательной кампании В. Путина 2000 года. Кампания В. Путина взята автором как наиболее яркая информационная кампания, в которой проявились особенности влияния СМИ на общественное мнение и политический процесс.


Далее:

©1999—2003 meteor | idea/design/photo/OCR by meteor | made in Moscow, Russia
Hosted by uCoz