Самая быстрая домашняя страничка
Информация
•• навигатор
•• Электоральная этнография

  Библиотека

  ФотоИскусство

Работы

  Информация

  Лучшие сайты

  Как связаться

  Гостевая книга

  На главную

 

Сайт любит счет


Электоральная этнография, или учет этнических факторов в современной избирательной кампании.

   В последнее время, время огромного количества скандальных региональных и федеральных избирательных кампаний, во время существования огромного количества консалтинговых агентств, специализирующихся на участии в избирательных кампаниях, во время выхода огромного количества книг и пособий для потенциальных кандидатов во всевозможные властные структуры, кажется, что остался недостаточно разработанным анализ мотивации избирателя в политическом выборе. Можно сколь угодно говорить о формировании и управлении электоральным поведением избирателя его идеологическими предпочтениями и политическими позициями, но этот разговор будет неполный и не раскрывающим сути и глубинных мотивов выбора, пока мы не коснемся стыка политического поведения и этно-национальных особенностей избирательного округа. И если, обращаясь к структуре сознания избирателя в поисках ответа на вопрос "Что движет им при политическом выборе, каковы причины и мотивы его поведения?", мы обращаемся к слою социальнополитических ценностей, более общих отношений и представлений о политике в целом, к, так называемым, общекультурные ценностям, сердцевина которых лежит в основе национального характера, мы на правильном пути. При этом большая часть общекультурных и многих из политико-культурных ориентаций являются как бы имплицитными и бессознательными. Они представляются как нечто само собой разумеющееся, и всякий человек, разделяющий их, уверен, что и все окружающие обладают точно такими же ориентациями.
Игнорирование или недооценка этнического фактора в многонациональном избирательном округе может сделать бессмысленной всю избирательную кампанию, если, конечно, она направлена на выигрыш. Вместе с тем, данная тема в отечественной литературе фактически не разработана, изучение электората никогда раньше не входило в предметную область отечественной этнографии и этнологии. Несколько пионерских публикаций В.А.Тишкова, посвященных анализу национального состава съезда народных депутатов СССР и депутатского корпуса Верховных Советов бывших союзных республик представляют собой скорее исключение, чем правило [1].

   В своей работе я попытаюсь задать рамки изучения и использования этнографических факторов в избирательной кампании и политической рекламе.

   Прежде всего, для того, чтобы не возвращаться к этому, хотелось бы схематично отметить этапы обыкновенной избирательной кампании (далее по тексту — ИК). Принципиально они не зависят от размера избирательного округа — будь то небольшой сельский район или страна в целом [2].

1 этап. Поиск и переговоры с потенциальным кандидатом, уточнение целей, составление проекта исполнения заказа.
2 этап. Создание штаба ИК, образование его ядра и назначение ответственных за направления кампании, составление листа персоналий региона и установление отношений с собственной командой кандидата.
3 этап. Разработка стратегии избирательной кампании, куда входят: а) разработка базовой аналитической справки по округу; б) выявление основных проблем кампании; в) формирование идеи кампании; г) определения возможности повышения популярности кандидата; д) определение стратегии конкурентной борьбы.
4 этап. Разработка тактики кампании, куда входят: а) определение тактического рисунка кампании; б) определение мероприятий и структуры управления кампанией.
5 этап. Разработка, реализация, и контроль за реализацией план-графика кампании.

   Разработка агитационно-рекламного и оргмассового направления избирательной кампании ведется, как правило, в рамках тактитки, потому я коснусь его чуть ниже.

   Сейчас же, резонно задаться вопросом — с какого момента избирательной кампании следует интересоваться этнографическими и этно-национальными особенностями региона? Естественно, с самого начала. Николай Сидоров, ведущий эксперт консалтинговой группы «Имидж-Контакт», рекомендует провести тщательное изучение, описание и анализ мифов, сказок, фольклора нужного региона на одном из самых ранних этапов избирательной кампании — в начале разработки базовой аналитической справки по округу. Рекомендуется в обязательном порядке исследовать местный фольлор, поверия и, что очень важно, сказки, причем не только в библиотеках и иных открытых источниках, но и опросом местных старожилов о том, какие сказки слышали они и какие сказки рассказывали своим детям и внукам. Несмотря на кажущуюся наивность и "ненаучность" данного подхода, его значение трудно переоценить, так как оно дает ключ к пониманию системы ценностей и стереотипических представлений избирателей, что, в свою очередь, дает бесценную информацию для постороения всей стратегии кампании. Более того, в условиях современной деидеалогизации выборов этнографическая информация, точнее грамотное ее использование в стратегии кампании, может лечь в основу формирования программы и месседжа ИК, что в определенных регионах России может дать завидное конкурентное преимущество или, как минимум, прорыв так называемого "барьера узнаваемости".

   Кстати, именно узнаваемость избирателями конкретного кандидата является одной из самых важных проблем, стоящих перед штабом на начальном периоде избирательной кампании, если кандидат — "новичок" на политическом поле региона. В данном случае, игра на отождествление кандидата с какой-либо (доминирующей или нет — не столь принципиально) этнической группой может очень сильно облегчить задачу повышения узнаваемости, особенно, если эта группа имеет высокую сплоченность. И если построить кампанию на "обращении к идетичности" [3] этой самой этнической группы, то о проблеме узнаваемости внутри нее кандидат может забыть, ибо "назвать человека по этой идентичности — все равно, что назвать его по имени" [3]. Суть идеи в том, что положительный образ некой этнической группы, уже сформированный у избирателей, передается образу кандидату, с которым он отождествляется. Основное достоинство подобной стратегии - низкая ресурсоемкость. Вместе с тем, упор на этнические особенности электората может позволит построить стратегию кампании "на контрходе" [2] (то есть построенную не на создании собственного положительного образа, а на "накачке" антиобраза соперника). Преимущество этой стратегии в том, чтобы не только воспользоваться в своих интересах усилением антиобраза "мишени", но и заставить ее частично провести кампанию на узнаваемость за "нашего" кандидата.

   Упор на этническую идентичность может позволить решить и еще одну задачу — избежать ситуации "выборов со слабым содержанием", особенно если в этом случае шансы на победу невысокие.

   Если же мы возьмем общую тематику кампании, то разумнее было бы этническую тему кампании поставить как вспомогательную, а не ключевую, чтобы не казаться выразителем интересов исключительно одной этнической группы, на что обязательно обратят внимание соперники.
Теперь рассморим учет этнического фактора в агитационно-рекламной работе. Здесь его можно использовать повсеместно, причем как прямо, так и косвенно. В рамках этой работы для лучшего восприятния кампании этническими группами необходимо привести фирменный стиль кампании и рекламную продукцию в соответствие с доминирующими этно-культурными стереотипами.

   И теперь попробуем сформировать некие требования к агитационно-рекламной продукции, претендующей на учет этнических факторов электорального поведения избирателей.

   Прежде всего, фирменный стиль кампании ни в коем случае не должен вызывать отторжения, обусловленного определенными социокультурными стереотипами, связанными с верованиями и сказаниями. В районах, где проживают владеющее несколькими языками население, особенное внимание нужно уделить звучанию слогана на каждом из распостраненных языков (например, звучание слово "щит" в русском языке вызывает одни ассоциации, а в английском - совершенно другие). В создании музыкального произведения, сопровождающего кампанию тоже кажется необходимым ввести "национальные мотивы". Думаю, очень важно, чтобы кандидат владел информацией о проблемах этнонационального характера, и мог сказать хотя бы несколько слов на языке национального меньшинства, чем, в случае личных встреч кандидата с избирателями, обязательно следует воспользоваться, так как это сыграет на усиление положительного образа кандидата в глазах национальных меньшинств (если он, конечно, им не принадлежит).

   Многообразие приемов использования этнической символики в телевизионной рекламе не перечислить — тут можно использовать и видеоряд (основной или фоновый) с характерными особенностями национального ландшафта, разнообразными достопримечательностями, отсылкой в героическое прошлое или "светлое" будущее, прямую или косвенную агитацию за кандидата людьми (а еще лучше — детьми) в национальных костюмах, или (при более адресном подходе) на национальном языке или характерном наречии. Можно обыгрывать фольклор, сказки, в общем - всего не перечислить и количество подобных сюжетов ограничевается лишь избирательным фондом, этическими нормами и фантазиями креатвной группы. На фоне видеоряда целесообразно использовать либо спокойную музыку, либо речь кандидата или о нем в спокойном, неторопливом и слегка басовитом тоне. Правда, необходимо сделать замечание, что частая демонстрация видеороликов может иметь и обратный эффект, а в некоторых случаях она вообще невозможна.

   Не следует забывать и про радиорекламу, особенно с учетом того, что она может обеспечивать выход на основные адресные аудитории. В качестве фоновой информации здесь тоже может идти спокойная музыка, желательно с национальным "подтектом".

   Прямая, "национально окрашенная" реклама в печати имеет смысл лишь в тех случаях, когда издание пользуется огромным успехом у активной части целевой этнической группы, другое дело, если рекламу (в данном случае, уже непрямую) "замаскировать" под интерью с кандидатом, и, к тому же, использовать острые вопросы, якобы раскрывающие некую тайну или интригу (в нашем случае - на этнонациональную тематику).

   Эффективность информационных поводов и скандалов, "замешанных" на этнической идентичности избирателей, при рассмотрении с точки зрения внимания к ним, очень высока, правда, я бы воздерался проводить их анализ в связи с иной тематикой доклада.

   Сейчас же предлагаю рассмотреть особенности оргмассовой работы.

   Значение оргмассовой работы в ИК трудно переоценить, и учет этнического фактора адресной группы кандидата здесь тоже крайне важен. Кроме того что написано в специальной литературе по поводу подготовки активистов и организации встреч избирателей с активистами или кандидатом, думаю следует добавить некоторые моменты, обычно не раскрываемые.

   Прежде всего, актив, сборщиков подписей и интервьюеров нужно инструктировать об обычаях той этинической группы, с которой предстоит работать, да и коррективы в работу штаба тоже вносить надо. Например, если некая этническая группа окажется слишком гостеприимной, скорого возвращения актива ждать не придется. Оставим за скобками эмоциональную оценку данной практики, но противостоять ей крайне затруднительно, так как оказывать плохое впечатление на потенциальных избирателей, естественно, не следует.

   Кроме того, актив желательно набирать из представителей данной этнической группы, так как обращение на родном языке (в многонациональном регионе) будет однозначно положительно восприниматься, особенно при агитации "от двери к двери", кроме того, необходимо заручится поддержкой лидеров мнений - старейшин, шамана и пр.

   Агитацию возможно вести не только прямо, но и косвенно, например, используя методику "формирующего опроса", для непрофессионала не различимую с социологическим, но использующего вопросы-установки и вопросы-ловушки, например "как скоро, по-вашему, после прихода в нашем районе к власти чеченца (еврея) начнется межнациональная резня (новый передел собственности)?". Суть опроса состоит не в получании какого-либо знания о мнении избирателя, а в изменении направлении хода его мыслей и оценок.

   Нельзя обойти стороной и такой момент агитационной работы, как вовлечение актива (и избирателей) в работу на благо ИК, и тут опять огромную службу сыграет учет этнических особенностей актива. Если штаб ИК и его подразделения при работе с активом поступают по принципу "проявление дружелюбия - демонстрация ожидания" [3], то успешная работа с активом , а потом, на примере штаба, актива с избирателями гарантирована.

   В последнее время набирает популярность тактика "партизанской агитации" когда большое количество агитаторов, находясь в местах скопления людей, "как бы случайно" громко обсуждают достоинства "своего" кандидата или недостатки остальных. Полагаю, эта тактика, опять же с учетом этнической специфики, необходима к проведению в местах компактного проживания национальных меньшинств и в дни, когда агитация запрещена.

   В заключении хотелось бы сказать, что провести тшательный анализ использования этнических факторов в ИК в такой небольшой работе невозможно, и с другой стороны, работа только на "этническом поле", скорее всего, не даст результата, кроме узнаваемости. Думаю, смог добиться другого, смог доказать, что пренебрежение этническим фактором в современной избирательной кампании недопустимо и опасно.

   Литература:
1. М. Н. Губогло К ИЗУЧЕНИЮ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО ЭЛЕКТОРАТА РОССИИ (Кто, как, за что и за кого голосует) - http://www.vybory.ru
2. Е. Малкин, Е. Сучков Основы избирательных технологий - М.: SPSL - "Русская панорама" , 2002
3. Гусев, Матвейчев, Хазеев, Чернаков Ushi mashut oslom. Современное социальное программирование. - Alex J. Bakster Group, 2002

©1999-2002 meteor | idea/design/photo/OCR by meteor | made in Moscow, Russia
Hosted by uCoz